План судовых антенн

 

К существованию на судне плана с судовыми антеннами обычно относятся не то, чтобы легкомысленно, вернее будет сказать, что на него вообще не обращают никакого внимания, есть он, нет его, соответствует наличие указанных на нем антенн фактическим или нет – судоводителям и капитану, в общем-то, как говорится, «до клотика». Многие даже не догадываются, что вообще существует такой план, а уж для чего он нужен, тем более не ведают. Ну так оно ведь и понятно, с одной стороны, в старые добрые времена, условно, конечно, старые, всего-то 20 лет назад, на каждом судне был специалист, у которого в заведовании и находились все судовые антенны, правильно, назывался он – радист. На некоторых судах их было и по два, а то и по три, вот где красота то была, особенно для помощников капитана и самого капитана. Однако с наступлением нового тысячелетия, «свежий ветер перемен» принёс на торговый флот значительные изменения в виде системы ГМССБ, что расшифровывается как Глобальная Морская Система Связи при Бедствии. Появление данной системы стало возможным благодаря последним техническим достижением вечно что-то созидающей и ищущей человеческой мысли, а именно, появлению спутниковой связи и Цифрового избирательного вызова (ЦИВ) в радиосвязи.

Оба эти технические достижения открыли перед человечеством большие возможности. На смену старой, громоздкой, аналоговой радиоаппаратуре, пришли современные компактные цифровые устройства связи, которые позволили отказаться от традиционной радиотелеграфной связи – работа ключом с использованием «морзянки» на частоте 500 КГц и обеспечивали быструю отправку и получение сообщений в автоматическом режиме с использованием ЦИВ-а. Ну, а если аппаратура стала значительно проще в эксплуатации, то верного помощника всех моряков, радиста, на многих судах попросту сократили, как должность, то есть совсем убрали, а капитанов и его помощников обязали выучиться, получить дипломы операторов ГМССБ и выполнять все эксплуатационные процедуры и техническое обслуживание всей аппаратуры ГМССБ.

Разумеется, человеку требуется какое-то время для того, чтобы привыкнуть к новым реалиям и отвыкнуть от старых привычек, а как всем хорошо известно, человек очень быстро привыкает к хорошему и наоборот очень долго и неохотно от него отвыкает. Так и штурмана привыкли к существованию на судах радистов, и освоение всех их обязанностей даётся им достаточно непросто, разумеется, не для всех. Нет ну разумеется многие воскликнут, да что там исполнять, нажал пару кнопок, а то и одну, и сообщение полетело. Такой примитивный взгляд на эксплуатацию и поддержание в рабочем состоянии всей аппаратуры системы ГМССБ, очевидно, что неприемлем, как неприемлемо любое упрощение сложной системы. Такие вот упрощения и приводят к тому, что молодые специалисты становятся со временем такими же малограмотными и «упрощенными», как их «упрощенные», то есть, сами себе опустившие до уровня примитивизма, учителя. В отличии от них, мы будем продолжать идти тем путем, который сформировался за столетия развития российского флота, военного и торгового, и вобрал в себя все самое лучшее, что было во многих флотах мира за истекшие столетия. На судне нет и не может быть ничего ненужного и маловажного, нет мелочей, а есть разумное служебное рвение и расторопность моряков, направленная на поддержания его в исправном и безопасном состоянии для эффективного выполнения поставленных перед ним задач и планов. Поэтому мы и рассмотрим, что же такое план судовых антенн и для чего необходимо, чтобы он соответствовал фактическому расположению антенн.

Собственно, уже из самого названия очевидно, что «План судовых антенн» – это схема на которой указано расположение всех антенн.

Данный план всегда имеется на судне с момента его постройки. Обычно он находится на видном месте в радиорубке или на современных судах в месте размещения стойки с аппаратурой ГМССБ. Однако он может находиться и в одной из папок с построечной документацией с радиооборудованием.

На большинстве судов, аппаратура со временем устаревает и заменяется на новую или наоборот устанавливаются новые устройства. Причем процесс этот идет непрерывно и в основном установкой новой аппаратуры занимаются сами моряки или в лучшем случае её устанавливает один береговой специалист, однако делается это в период стоянки судна в порту, во время грузовых операций, когда экипаж занят грузовыми операциями и другими судовыми работами, связанными с эксплуатацией судна, специалист обычно тоже спешит и чтобы успеть уложиться в короткий срок стоянки судна делает свою работу по принципу «тяп-ляп», хорошо если он ещё успеет сделать полную проверку работоспособности нового устройства, а то ведь может и исчезнуть по-быстрому, а потом всплывают его «косяки», которые уже сами моряки вынуждены устранять по процедурам, присылаемым с берега через спутниковую связь. Какое уж тут внесение исправлений в «План судовых антенн». Так, с годами, на компасном мостике, вырастает «лес» антенн, причем смешанный лес, из штыревых и грибковых антенн различной формы. Некоторые антенны так и стоят с подключенными кабелями, хотя десяток лет как уже не используются.

Для чего же необходимо иметь соответствующий фактическим антеннам план?

  1. В случае возникновения неисправности с радиооборудованием, первое, с чего обычно начинается установление причины неисправности – это состояние антенны. А как штурман, ответственный за ГМССБ оборудование, будет проверять антенну, если не известно, какая из антенн принадлежит тому или иному устройству. А если имеется план антенн, то поиск нужной антенны занимает пару минут.
  2. Каждый месяц штурман ответственный за ГМССБ, обязан проверять состояние антенн и измерять сопротивление изоляции, так как проверка всех антенн входит в перечень обязательной месячной проверки.
  1. При прохождении ежегодного освидетельствования по радиооборудованию для продления «Свидетельства о безопасности судна по радиооборудованию», проверяющий может попросить показать ему План судовых антенн. В случае его отсутствия придется его изготавливать в спешке.
  1. В случае замены устаревшего устройства может возникнуть необходимость установки новой антенны на место старой. А чтобы знать, где находится старая антенна необходимо её для начала найти, что при отсутствии или значительном несоответствии плана антенн, может занять много времени, а его, как всегда, по закону подлости – в обрез или точнее, всегда катастрофически не хватает.
  1. Неиспользуемые антенны занимают определенное место и при установке нового устройства, его антенна может быть установлена в месте, где ей будут создаваться помехи, в то же время ненужная антенна будет «красоваться» на самом удобном для новой и нужной антенны месте. Однако эту ненужную антенну никто не может демонтировать, так как никто не знает нужна она или нет.
  1. Для установки каждой антенны необходимы приспособления для её крепления, а крепления как правило изготовлены из стали, а сталь сильно ржавеет в море, да ещё в местах радиоизлучения, так что для поддержания креплений в надлежащем виде их необходимо периодически очищать от ржавчины и красить. Спрашивается, а какой смысл красить держатели, скажем пяти или семи ненужных антенн? Тратить на них время и переводить грунт и краску? Проще демонтировать, исправить план антенн и забыть. Однако вопреки здравому смыслу, матросы из года в год красят ненужные железяки.
  1. В дополнении к сказанному в предыдущем параграфе, иногда наоборот держатели некоторых антенн не очищают и не красят так как опасаются повредить антенну. Такие держатели сгнивают и антенна от вибрации, от ветра или во время качки отваливается и падает. При этом она ведь может упасть и на голову проходящего или работающего моряка, или повредить антенну рабочего устройства.

План судовых антенн фидерного контейнеровоза (в построечной документации судна).

схемасхематаблица

Полагаю, что даже перечисленного выше достаточно, чтобы привести план судовых антенн, как говорят штурмана, на уровень современности, то есть чтобы на нем были нанесены и обозначены все фактически имеющиеся на судне антенны.

Сделать это достаточно просто:

  1. Берётся имеющийся с постройки план антенн, а если его нет, то чистый лист бумаги и на нем рисуется схема компасного мостика, на котором установлены антенны.
  1. Штурман поднимается на мостик и наносит на схему все имеющиеся на мостике антенны.
  1. Затем, при помощи руководств по установке и эксплуатации выясняют внешний вид антенны и сравнивают с фактическими антеннами. На многих антеннах также нанесены названия или маркировка, которая значительно облегчит их идентификацию. Некоторые антенны легко определить по их внешнему виду и месту установки, например, шлемоподобная антенна небольшого размера, установленная на клотике или вблизи него, скорее всего принадлежит Инмарсату-С, правда примерно такие же антенны имеют некоторые новые системы LRIT(Long-rangeidentificationandtracking– Система дальней идентификации и мониторинга), и SSAS(ShipSecurityandAlertSystem– Судовая система охраны и оповещения), но их ведь будет и нетрудно опознать по имеющимся фото в руководстве по установке.
  1. Установив, какие антенны принадлежат уже демонтированным устройствам и поэтому не используются, принимается решение об их демонтаже, но именно технически грамотном демонтаже, то есть для начала обесточивании, затем осторожном отсоединении кабеля или кабелей от антенны, после этого отсоединении антенны от держателя и её безопасное опускание на палубе мостика, а не варварском разрушении. Всё это необходимо потому что если вдруг антенна демонтирована ошибочно, то её можно было снова установить, да и кто его знает, может судовладелец надумает её продать или сделать из неё сувенир, а мы её взяли да и повредили, тем самым может быть лишив судовладельца воплощения в жизнь мечты детства, они ведь такие странные эти некоторые судовладельцы, а например, индусы, так совершенно непредсказуемые и невменяемые, с ними ухо очень востро держать необходимо, а то можно нажить себе ненужных проблем и недоброжелателей. После демонтажа, антенну желательно упаковать и убрать для хранения в кладовку, естественно закрепив от возможного смещения во время качки.
  1. После демонтажа некоторые держатели также демонтируются или срезаются, в зависимости от их конструкции.
  1. После блестяще выполненной работы, поднимаемся со схемой ещё раз на компасный мостик и сверяем фактические антенны, с нанесенными на схеме.
  1. На компьютере, в одной из офисных программ, рисуем красивую схему компасного мостика, наносим на неё антенны в виде символов, например, кружков или как больше нравится, нумеруем их и в табличке подписываем какой номер какому устройству соответствует. Ставим дату. Распечатываем пару – тройку экземпляров, ламинируем, вывешиваем в удобном месте вблизи стойки ГМССБ или штурманской рубке. Один экземпляр помещаем в папку с актами ремонта радиоаппаратуры. После проделанной работы гордимся своими трудами до конца контракта и не забываем скинуть на флэшку копию «Плана судовых антенн», так как придя на следующий контракт, обнаружим, что имеющийся на судне план безнадёжно устарел, как судовая радиотелеграфная связь на частоте 500 кГц, и нам предстоит проделать снова, ту же работу, вот тут-то вам схемка и пригодится, подкорректировать бывает намного проще, чем создавать заново, но не всегда. Тем не менее пройдя этот путь один раз, следующий всяко легче будет.

 

Примеры различных судовых антенн установленные на компасных мостиках фидерных контейнеровозов

антенныантенныантенныантенныантеннамачтаантеннаантенна

4+