Трудоустройство моряков и условия контракта

 

Многие моряки сталкивались в своей жизни с ситуацией, когда после посадки на судно обнаруживались несоответствия судна какой-либо из действующих конвенций. Это могут быть как незначительные неудобства бытового характера, так и куда более серьезные неисправности в конструкции судна, его устройств и механизмов, представляющие угрозу здоровью и жизни моряка. В основном моряки принимают это как неизбежное зло и не обращают внимания на неудобства и неисправности и просто ждут окончания контракта, чтобы уехать и больше никогда не возвращаться на это судно. Однако есть и такие моряки, которые не хотят мириться с неудобствами, неисправностями и существующей угрозой для их здоровья и жизни. Пути поиска решений могут быть разнообразные и зависят как от самого моряка, так и от района плавания судна. Мы приведём порядок действий моряка с точки зрения Конвенции MLC – 2006 (Maritime Labour Convention – Конвенция о труде в морском судоходстве).

Необходимо понимать, что если на судне обнаружится, что, по причине неисправности, несвоевременного обслуживания или недостаточного снабжения, существует угроза здоровью или жизни моряка, то никто не имеет права принуждать моряка к продолжению работы на таком судне, и каждый моряк имеет право подать заявление о расторжении контракта.

Итак, если по прибытии на судно или в процессе работы на судне, вы обнаружили какое-нибудь несоответствие, которое, по вашему убеждению, не соответствует условиям вашего трудоустройства на данном судно, то, для того, чтобы отстаивать свои права, возможно в суде, вам необходимо сделать следующее.

1. На каждом судне, в соответствии с Конвенцией MLC – 2006, должна быть процедура подачи жалобы любым членом экипажа. Поэтому первое, что необходимо сделать это подать жалобу в соответствии с установленной процедурой, которая прописана в судовом руководстве по ISM.

2. На каждом судне, в соответствии с Кодексом ISM, расклеены постеры, содержащие информацию о имени и номере телефона Назначенного Лица Компании (DPA). Каждый моряк имеет право сделать звонок Назначенному Лицу Компании с судового телефона за счет компании. Подготовьте текст вашего сообщения с изложением конкретных фактов и с содержанием и датой вашей жалобы, если вы её отправляли, и позвоните Назначенному Лицу Компании.

3. Во многих компаниях установлена процедура сообщения любых несоответствий руководству компании, так называемая «Whistle blow Policy» или «Speak up Policy». Соответствующие постеры, содержащие контактные данные, так же будут расклеены по всему судну. Подготовьте текст вашего сообщения, содержащий конкретные факты, и позвоните по указанному номеру.

4. Если на все ваши жалобы и звонки не последовало никакой положительной реакции из компании, а неисправности и несоответствия не устраняются, и угроза здоровью и жизни моряка сохраняется, то позвоните в круинг, который вас отправлял и изложите им обстоятельства дела. Работники круинга могут связаться с капитаном или судовладельцем и помочь решить проблему. Ведь именно через круинг моряк подписал контракт и отправлен на судно.

5. Если на все ваши жалобы и звонки не последовало никакой положительной реакции из компании, а неисправности и несоответствия не устраняются, и угроза здоровью и жизни моряка сохраняется, то моряк может обратиться за помощью в службу Капитана порта в любом порту захода. В этом случае необходимо принимать во внимание, что не все страны подписали Конвенцию MLC-2006 (Например Саудовская Аравия не подписала), и не во всех странах Капитан порта будет ввязываться в такое дело, но в Европейских странах, а также в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Японии, Сингапуре, вам скорее всего помогут.

6. Если всё, что перечислено выше не помогло, и моряк не желает продолжать контракт, то тогда моряк может подать заявление о расторжении контракта. В заявлении необходимо указать, что вы подписывали контракт для работы на мореходном, безопасном судне, соответствующем всем требованиям действующих конвенций, настоящее состояние судна не соответствует требованиям такой-то конвенции и указать, что конкретно. Далее необходимо указать, что вы подавали жалобу в соответствии с судовой процедурой, звонили Назначенному Лицу Компании, звонили по линии «Whistle blow Policy» или «Speak up Policy» и на все ваши обращения не было никакой реакции со стороны компании. После этого необходимо указать, что вы не намерены продолжать работу на судне, представляющем угрозу вашему здоровью и жизни и с приходом в такой-то порт, примерно такого-то числа расторгаете контракт о трудоустройстве с компанией и требуете организовать вашу доставку домой. Обязательно укажите, что в виду того, что вы расторгаете контракт по причине не мореходности и несоответствия судна требованиям конвенций и угрозе вашему здоровью и жизни, все расходы по вашей репатриации несёт судовладелец. Также укажите, что вы требуете оплатить упущенный заработок, это как правило два бэйсика. Можете также указать, что вы оставляете за собой право обратиться в суд для возмещения любых других убытков, которые могут возникнуть в связи с вашим досрочным расторжением контракта.

Моряку необходимо понимать, что закон будет на его стороне, если действительно судно не соответствовало требованиям каких-либо конвенций. По возможности необходимо собрать подтверждающие доказательства: фотографии, письменные показания других моряков, и любые другие материалы.

Компании, как правило, не любят доводить дело до суда, если имеются веские основания его проиграть, да и подрыв репутации компании так же ни к чему, поэтому вероятнее всего, что компания возьмёт транспортные расходы на себя, а вот насчет двух бэйсиков не факт. Каждый моряк сам решает, что для него важнее, продолжать судиться за два бэйсика или заняться поисками работы.

Практика показывает, что если на судне, с которого моряк списался, действительно имелись существенные нарушения, то солидные круинговые компании не препятствуют дальнейшему трудоустройству моряка через их круинг.

Необходимо помнить, что все действия моряка должны быть в рамках закона, в частности необходимо соблюдать дисциплину, выполнять свои должностные обязанности до тех пор, пока вас не заменят или пока вы не сойдете с борта судна направляясь домой, в любо случае, не давайте повода судовладельцу обвинить вас в нарушении условий контракта и таким образом списать вас с судна.

После возвращения домой, если судовладелец полностью с вами не рассчитался, и вы имеете к нему претензии, а круинг также отказывается выполнить ваши требования, то для начала обратитесь в ближайший профсоюз моряков и скоординируйте с ним ваши действия. В большинстве случаев они дадут вам исчерпывающие рекомендации и помогут. Если же и профсоюз не может или не хочет помогать, то тогда обращайтесь в суд. Для подачи заявления в суд моряку может понадобиться адвокат, потому что даже неправильно заполненное заявление не будет принято в суде, а по ходу дела может потребоваться дополнительная юридическая помощь. В суде вам как раз и пригодятся собранные вами доказательства несоответствия судна требованиям конвенций и существования угрозы вашему здоровью и жизни. В любом случае помните, что уехав с судна, представляющего угрозу для вашего здоровья и жизни, вы уже сохранили себе жизнь, и это уже хорошо, а будучи живым и здоровым, каждый моряк рано или поздно найдёт себе работу на другом судне, если конечно будет искать.

7+