«Черные списки»

 

 

Среди моряков циркулирует много слухов о так называемых «черных списках» или black list. Распространяются всевозможные страшилки о последствиях для моряка, если не дай Бог, его фамилия попадет в такие списки. Попробуем немного разобраться что это за пресловутые «черные списки» и какое влияние они могут оказать на трудоустройство моряков в судоходные компании.

Самоназвание «черный список» говорит само за себя, черный, значит грязный, испачканный, неприятный, отталкивающий и т.п., то есть чем-то пугающий других людей. Собственно, в этом и заключается сущность таких списков, а именно, запугать моряка. И слухи об этих списках начали распространять нечистоплотные работники третьеразрядных круинговых конторок, которые жили и продолжают жить, за счет незаконного взимания денег с моряков за посредничество при трудоустройстве в иностранные компании, хотя в наше неспокойное время, за деньги и к российским судовладельцам тоже не гнушаются устраивать. Почему взимание денег за трудоустройство моряков является незаконным? А потому, что и до принятия Конвенции MLC-2006, Конвенции ILO также содержали статьи в которых оговаривалось, что за трудоустройство моряка посредник не должен взимать с него деньги. Ну а после вступления в силу упомянутой конвенции, трудоустройство моряков должно осуществляться только через официально сертифицированные круинговые агентства, удовлетворяющие всем требованием конвенции, всем значит и услуги должны предоставлять моряку бесплатно. Возникает вопрос, а кто же будет платить? Ответ также очевиден. Оплачивает расходы судовладелец, у которого заключен контракт с круинговым агентством. А если нет у агентства такого соглашения с судовладельцем об оплате услуг, то нечего тогда и предоставлять услуги не надлежащего качества и не отвечающие требованиям, на основании которых выдана лицензия. К сожалению, в наше время еще полно таких круингов нарушителей, к которым у прокуратуры и Минтранса может в любой момент возникнуть много неприятных вопросов. В частности, и к круингам в открытую нарушающим закон, например, массово выдающим «липовые» справки о трудоустройстве для получения УЛМ. Для этого они пачками раскидывают свои визитки в дипломно-паспортных отделах МАП-ов.

Будем считать, что мы выяснили кто и для чего распространяет слухи о «черных списках» — это недобросовестные и жуликоватые работники полуофициальных круингов и делают они это для запугивания моряков. В наш век это уж совсем каким-то рабством отдает, напугать, застращать, держать в повиновении, жуть дичь, да и только.

Теперь самое время порассуждать, что же из себя представляют эти списки. Разумеется, давно канули в Лету рукописные черные списки. В наше время вся информация хранится на электронных носителях в базах данных. В нашем случае в базах данных моряков, которые имеются в судоходных и менеджментских компания и круинговых агентствах. Вот в этих базах данных имеется графа, в которой круинговые менеджеры заносят информацию о пригодности моряка для повторного трудоустройства. То есть указывают пригоден моряк для повторного трудоустройства или нет. Как правило причины для отказа не указываются. Уже не плохо. Кроме этого, разумеется, в каждой компании хранятся так называемые Appraisal reports, в которых в установленной компанией форме, производится оценка моряка по разным критериям. Вот по этой форме можно получить представление о сильных и слабых сторонах работника. Как видим причин вести и хранить дополнительные списки нет необходимости. Но это применимо к солидным нормальным компаниям, а не к полужуликоватым, как мы уже упоминали. Эти не гнушаются ничем, чтобы опорочить неугодного им моряка и поэтому не стесняясь прибегают ко всякого рода бессовестным и противоправным способам. К счастью в серьезных компаниях на них почти не обращают внимания и далеко не всегда, даже при трудоустройстве топ 4, обращаются к ним за информацией о бывшем их работнике. И правильно делают, потому что прекрасно понимают, что от лживых людей невозможно получить правдивой информации, в принципе невозможно. А если так, то зачем тратить время на звонки и копании в дерьме. Вот и получается, что напрасно эти злопыхатели-пауки хранят свои «черные списки» в своей мрачной паутине. Но они не унимаются и пугают моряков страшилками о рассылке своих «черных списков» во все круинги страны и чуть ли не всего мира. О как широко замахиваются, да навряд ли так далече закидывают. Ну какой уважающий себя работник с персоналом будет копаться в их грязи и выклевывать зернышки.

Чтобы начинающим и не очень осведомленным морякам было более-менее понятно, как осуществляется трудоустройство в иностранные компании, расскажем им об этом. Необходимо оговориться, что тщательнее всего проверяют естественно капитана, а кандидатов на остальные должности, проверяют уже не так тщательно, а с должности второго помощника и ниже, совсем редко.

Если вами заинтересовались и имеют планы трудоустроить вас на открывшуюся вакансию, то работник круинга может позвонить в круинг где вы до этого работали и поинтересоваться о вашем перформансе. Затем он предлагает вашу кандидатуру менеджеру по персоналу судоходной или менеджментской компании. Те, в свою очередь, также могут пожелать поинтересоваться, что думают о вас на последнем или даже предпоследнем месте работы и позвонить туда. В одной солидной компании мне доводилось проходить тест на компьютере, а в это время, за рядом стоящим столом, сотрудница по телефону звонило на мое последнее место работы и выясняла who is me. Она возможно не знала, что человек, о котором она наводит справки сидит рядом, и, хотя и с наушниками на голове, прекрасно все слышит. Одним словом, звонит она и по-английски спрашивает обо мне, на другой стороне ей дали другой телефон уже компании, которая непосредственно осуществляла круинговый и технический менеджмент. Эта компания находилась в Таллинне и разговор с ней велся уже на русском языке. Сотрудница спросила работал у них такой-то на таком–то судне, и получив утвердительный ответ, спрашивает, ну и как он, были какие-нибудь проблемы, например, с алкоголем. Ей по-видимому ответили, что нет, проблем не было и на этом разговор закончился. Вот и вся проверка. Или из немецкой компании звонит мне менеджер по персоналу и говорит, что получил мою аппликашку и им как раз требуется капитан на фидерный контейнеровоз. Он уже позвонил в немецкую компанию, в которой мне довелось до этого работать и разговаривал с главным менеджером по персоналу, с которой он за несколько лет до этого вместе работал и навел обо мне справки. Сия дама дала ему обо мне весьма лестный отзыв, который его вполне удовлетворил и вот он звонит, чтобы предложить мне имеющуюся вакансию. В данном случае вот какая закавыка имела место быть. В базе данных той немецкой компании, в уже упоминавшейся графе о трудоустройстве, напротив моей фамилии стояло: Not for re-employment, то есть для дальнейшего трудоустройства не рассматривать. А поставлена сея нелицеприятная отметка, была по требованию нового управляющего группой судов (Fleet manager) с которым у нас не установились нормальные отношения или проще сказать «нашла коса на камень». Казалось бы, все кто будут звонить в эту компанию получат ответ, который станет внушительным препятствием для моего трудоустройства. И близко того не бывало! Компания была большая, пару лет я в ней уже отработал, причем першие два контракта на «убитых» контейнеровозах и при этом продемонстрировал performance высокого уровня. Отзывы от сотрудников отделов были положительные и впечатление сложилось хорошее, поэтому сама по себе негативная отметка в базе данных не могла оказать отрицательного воздействия. Когда из других компаний звонили сотрудники и наводили обо мне справки, то получали в ответ реальную информацию, а не фэнтази какого-то озлобленного флит менеджера.

Надо полагать процедура в общих чертах понятно. Разумеется, необходимо принимать во внимание причины по которым моряка могут не захотеть трудоустраивать повторно и поэтому поставят ту или иную отметку в соответствующей графе базы данных. Если причина в том, что моряк злоупотребляет алкоголем или наркотой, тогда среди служащих в офисе компании навряд ли найдется кто-нибудь, кто скажет о нем столько хорошего, что его возжелают взять на работу в наводящую справки компанию. Так же очень не любят моряков, обращающихся за помощью в Международную Федерацию Транспортных рабочих (ITF). Однако в связи с вступлением в силу Конвенции MLC-2006 таких случаев к счастью стало значительно меньше, конечно совсем они не исчезли, особенно в нашей стране, жуликов полно, хоть прут ими пруди. Ну а остальные причины, такие как низкий уровень квалификации или нарушение дисциплины, суждения суть субъективные, и по факту, ничего не имеют общего с действительностью, а раз так, то на них в большинстве случаев внимания не очень-то и обращают, и они практически не оказывают влияния на трудоустройство моряка.  Еще раз повторимся, что все сказанное относится только к случаям, если моряка действительно стараются оклеветать в отместку за какие-то не понравившиеся круингу или судовладельцу действия. Правда ведь она рано или поздно все равно восторжествует, надо только самому моряку веры в неё не терять.

Собственно, на этом можно было бы и завершить наше рассмотрение данного вопроса, однако думается необходимо немного осветить правовой статус существования и, тем более, распространения «черных списков».

По своей сути, основной целью «черного списка» является создание препятствий для последующего трудоустройства моряка. В соответствии с требованиями Конвенции MLC-2006, круинговые компании, трудоустраивающие моряков должны соответствовать нормам Конвенции, пройти сертификацию уполномоченной правительством страны организацией и иметь сертификат в котором указывается, что данная круинговая компания соответствует требованиям Конвенции MLC-2006. В свою очередь компания, получив такой сертификат обязуется осуществлять свою деятельность в рамках норм упомянутой конвенции. Одна из норм прямо указывает, что никто не должен чинить препятствия для трудоустройства моряков. Следовательно, «черный список» в любом его виде или проявлении, является нарушением норм Конвенции и говорит о том, что компания или лицо его распространяющее осознанно и целенаправленно нарушает Конвенцию. Ну а раз так, то прокуратуре и флаг в руки.

Так что, если у вас в руках окажется любой документ, подтверждающий факт существования «черного списка», с внесенной в него вашей фамилией или документ, который в той или иной форме порочит вашу честь, достоинство и деловую репутацию, то как говорится, немешкотно начинаем отстаивать свои законные права: обращаемся в прокуратуру, суд, Минтранс или в PEOPIL – Pan European Organisation of Personal Injury Lawyers. Можете не сомневаться в том, что крови, порочащим вас людям, вы испортите много, так много, что вашу фамилию, они будут произносить заикаясь. Понятно, что и бандитов они могут подтянуть, чтобы вас запугивать, да и административный ресурс, также для этих безнравственных и преступных целей могут задействовать, но в данном случае все будет зависеть от вас, насколько далеко вы готовы будете идти для отстаивания своих интересов.

Всегда помните, что в любом виде любые «черные списки» применительно к трудоустройству моряков являются незаконными и являются веским основанием для привлечения к ответственности распространяющих их лиц. В России с отстаиванием интересов моряков, дела обстоят не так как бы это хотелось, однако и не все так уж и безнадежно.


Автор Капитан Валерий Николаевич Филимонов

7+