Практика на учебном парусном судне

 

Даже в век спутниковой и компьютеризированной навигации, электронного управления двигателями и большинством других механизмов на современном торговом судне, трудно представить морскую романтику без парусных судов. Ни какие гигантские темпы международной индустриализации и автоматизации производств на водном транспорте, не уменьшили количество парусных судов в мире и не снизили тягу людей к парусному спорту и отдыху на воде. Так ведь оно и понятно, чем более технологичнее становится современный мир, тем больше человек нуждается в отдыхе, позволяющем ему максимально отвлечься от суетного ритма повседневной жизни. А отдых у воды, или на воде, и парусный спорт, в частности, уже давно предоставляет человеку такую возможность.

Для курсантов мореходных и речных училищ, практика на учебном паруснике, это не только прекрасная возможность увидеть море с деревянной палубы судна, но и с высоты мачт, под свист ветра в такелаже, увидеть не воду и волны как таковые, а воспринять их, как неотъемлемую часть своей будущей жизни моряка.  Там на высоте, нависая над морским простором на реях, марсах и салингах, под свист ветра, преодолевая сначала страх, а затем упиваясь восторгом, в душах курсантов происходит внутренний переворот, они или навсегда влюбляются в море или понимают, что сделали неправильный выбор.

На учебном паруснике, у курсантов больше времени и лучше возможность для приобщения к морю. У каждого моряка свой индивидуальный путь к морю, который он должен пройти, и от того, как он его пройдет, как будет происходить его соединение с морской стихией, во многом зависит его дальнейшая морская жизнь. Шарль Бодлер, в своём стихотворении «Плаванье», весьма поэтично сформулировал момент духовного соединения человека с морем:

 

«…Мы всходим на корабль, и происходит встреча

Безмерности мечты с предельностью морей.»

 

Чем романтичнее и возвышеннее будет первый выход в море и встреча с морской стихией, тем притягательнее оно будет действовать на будущего моряка, и сильнее он полюбит его, и в будущем, даже от преодоления трудностей в море он будет испытывать внутреннюю радость и удовольствие.

Морская профессия поглощает человека полностью, она практически не оставляет ему возможности, даже на берегу забыть о том, что он моряк. У моряков даже имеется пословица: «В море — дома, на берегу — в гостях» и знаменитый русский адмирал Степан Осипович Макаров любил её повторять.   Работа на судне, будь оно морское или речное, не имеет ничего общего ни с одной другой работой на суше, так как, даже закончив рабочий день или отстояв вахту, моряк продолжает находиться в той же среде, он всегда находится в напряжении, всегда должен быть готов к действию. За время нахождения на судне, моряк настолько сильно привыкает к морю, что даже находясь на берегу, потребуется довольно продолжительное время, чтобы он привык к нормальной береговой жизни. С годами, море всё сильнее притягивает его к себе.

Человек, всецело посвятивший себя морю, как правило достигает больших успехов, однако, он и сильнее привыкает к нему, здесь можно сказать, что имеется прямая зависимость. Поэтому очень важно, чтобы курсант уже в первые одну — две практики сделал для себя окончательный выбор, любая неопределенность, как правило приводит к последующим разочарованиям и пустой трате времени. Это совсем не значит, что нет смысла продолжать обучение, просто он уже будет знать, что после окончания училища в море он не пойдет. Фактически, после окончания морских и речных училищ, в лучшем случае три четвертых курсантов идут в море, через три-пять лет их число сокращается процентов на 10 — 15, а через десять лет продолжают ходить в море менее половины выпуска. Это всего лишь статистика, лишенная всяких эмоций и романтики дальних странствий.

Первая плавательная практика на парусном судне, всегда считалась наиболее предпочтительной и полезной, и у кого имеется такая возможность не должны упускать её.

Многих курсантов, да и их родителей, смущает только одно, а именно возможный страх высоты, который свойственен большинству нормальных людей. Ведь страх не испытывают только сумасшедшие. Для того, чтобы стать хорошим моряком, курсант должен научиться преодолевать страх высоты. И на учебном паруснике это сделать намного проще и удобнее. На грузовом судне у нас был случай, когда молодой матрос, не предупредив, что у него страх высоты, поднялся по скоб-трапу на несколько метров от палубы, а потом, как говорится, ни вверх — ни вниз двинуться не может, потребовалось время, чтобы спустить его безопасно обратно на палубу. А на учебном паруснике курсант может, да и для собственной безопасности должен, сказать боцману, что он не уверен на сколько высоко он может подняться первый раз. Первый раз подниматься по вантам следует, соблюдая осторожность. Совершенно неразумно демонстрировать удаль и бесстрашие, рискуя собственной жизнью, когда в этом совершенно отсутствует необходимость. Достаточно, если курсант для первого раза поднимется до уровня первого рея на мачте. Поднявшись на него несколько раз, он привыкает к высоте и может подняться до уровня второго рея и так далее. Даже если он так и не доберётся до самого верхнего рея, он уже сделал само главное, преодолел в себе первый страх и привык к какой-то высоте. В наш век, когда мальчишки в городах, большую часть времени проводят у экранов компьютеров и прочих устройств, и почти забыли, что такое лазить по деревьям и крышам, хотя бы на летних каникулах в деревне у бабушки, большего от них и требовать то нельзя. Поэтому, на учебном паруснике, они проявляют истинное мужество, поднимаясь по вантам на мачты и каждый раз преодолевая страх, который, мы очень занятые родители, оставили в них.

Преодоление страха высоты необходимо ещё и потому, что это взаимосвязано с избавлением от морской болезни. Обычно, эти два надуманных страха, соседствуют вместе, поэтому постепенно избавляясь от страха высоты, курсант тем самым помогает себе избавиться и от морской болезни, или по крайней мере, приучает себя преодолевать страх, так как очень часто испытав впервые морскую болезнь, начинаю её бояться и тем самым сильно усложняют для себя привыкание к качке. Многие люди наивно предполагают, что, если их укачало в первый выход в море, значит их всегда будет укачивать. В действительности, только один человек из сотен тысяч, не может со временем привыкнуть к качке и преодолеть морскую болезнь. Все остальные просто должны найти в себе силы преодолеть страх перед морской болезнью, и самое главное, не стоит стесняться морской болезни. Человек, который нашел в себе силы преодолеть морскую болезнь внушает больше уважения, чем хвастун, которому повезло, и он от рождения наделён идеальным вестибулярным аппаратом. Учебное парусное судно подходит для этой цели лучше, чем обычное грузовое судно, по крайней мере на нем нет производственной необходимости и излишнего давления со стороны окружающих.

Многих смущает, что при прохождении практики на учебном паруснике, курсант якобы не приобретает никаких практических навыков работы, которые необходимы на современном грузовом судне. Вот об этом совершенно не стоит беспокоиться, так как на первых практиках происходит именно приобщение курсантов к морю и морской жизни.

О том какие учебные парусные суда имеются в мореходных училищах России мы расскажем в следующей статье.

 


Автор Капитан Валерий Николаевич Филимонов

1+