55-ти летию первого заграничного рейса теплохода, смешанного река-море плавания, посвящается.

 

Смешанное река-море плавание.

 Послевоенный буксирный флот.

 

 

Всем соотечественникам, которые

Строили, а не разрушали,

Создавали, а не расхищали,

Прославленным и безвестным,

Наша благодарность и незабвенная память.

 

 

Паровые буксиры проекта № Фин — 500.

 

 

Сразу после Великой Отечественной Войны в пароходство стали поступать паровые буксиры, построенные в Финляндии. Первоначально они поставлялись в качестве репарации, которую Финляндия обязалась выплатить Советскому Союзу, однако с начала 50-х годов уже поставлялись на условиях Советско-Финского торгового соглашения.

Первыми буксирами были паровые буксиры проекта «Фин – 500». Это были 500 сильные, двухвинтовые пароходы, разряда «М», что позволяло эксплуатировать их в Белом море.

На фото паровой буксир проекта «Фин – 500» до модернизации, на нём оригинальная труба типичного паровичка.

В основном, буксиры данного проекта строились на верфи «Руона» в финском городе Раахе.

В Беломорско-Онежское пароходство поступили буксиры «Азов», «Владивосток», «Игарка», «Кемь», «Клайпеда», «Нарьян-Мар», «Онего», «Порт-Артур», «Сахалин» и «Таллинн».

Некоторые из них работали на Белом море, другие на Беломорско-Балтийском канали или на Онежском озере. В Белом море и на ББК буксировали лихтеры, а в Онежском озере лихтеры и плоты с лесом.

Разработкой проекта буксиров занимались финские КБ завода «Альстрем» в городе Варкаус на озере Хаукивеси и верфи «Руона» в городе Раахе.

 

Основные технические характеристики буксиров данного проекта:

 

Тип судна – Однопалубный двухвинтовой буксирный пароход с полубаком и расположением машинно-котельного отделения (МКО) в средней части корпуса судна.

Назначение судна – Буксировка несамоходных судов и плотов.

Класс Речного Регистра – «М».

Район плавания – водные бассейны разряда «О» и «М»; удаление в море с ограничением по погоде.

корабль

Размеры судна габаритные: длина – 39,09 м; ширина – 8,50 м; высота от основной линии (ОЛ) без мачт и антенн – 9,20 – 8,60 м.

Размеры корпуса расчетные: длина – 37,53 м; ширина – 8,10 м; высота борта – 3,50 м; высота надводного борта – 1,40 м; осадка – 2,10 м.

Водоизмещение с полными запасами – 421 тонна.

Осадки судна при полном водоизмещении: носом – 1,85 м; кормой – 2,30 м; средняя – 2,10 м.

Водоизмещение порожнём – 330 / 356 тонн.

Осадки судна порожнём: носом – 1,80 м; кормой – 2,00 м; средняя – 1,90 м.

Скорость судна без состава на глубокой тихой воде – 16 – 18 км/час.

Число мест для экипажа – 21.

Силовая установка:

Главная паровая машина – Вертикальная двойного расширения, с золотниковым парораспределением, кулисным приводом Клуга.

Число машин – 2 шт.

Мощность – 225 – 250 и.л.с.

Частота вращения – 190 – 210 об/мин.

Давление пара – 15 кгс/квадратный см.

Температура перегретого пара – 320 градусов Цельсия.

Размеры – 260 – 530 мм.

Паровой котёл – огнетрубный оборотный.

Площадь поверхности нагрева – 160; 162; 170 квадратных м.

Давление — 15 кгс/квадратный см.

На первых судах были установлены паровые котлы с площадью поверхности нагрева 160 и 162 кв.м., с двумя жаровыми топками Моррисона диаметром 1000 и 1068 мм. На последующих судах были установлены паровые котлы с увеличенной площадью нагрева – 170 кв.м. с тремя жаровыми топками диаметром 900 и 970 мм.

В качестве движителей использовались стальные трёхлопастные гребные винты, установленные в направляющей насадке:

Число винтов – 2 шт.

Диаметр – 1,76 / 1,77 м.

Шаг винта – 1,9 / 1,825 м.

Дисковое отношение – 0,54 / 0,53.

Диаметр направляющей насадки – 1,8 м.

Длина насадки – 1,31 м.

Якорное устройство – два якоря Холла весом 350 кг каждый.

Примечание: В тех случаях, где приведенные выше данные поставлены через дробь, первые цифры относятся к судам, построенным заводом «Альстрем», а вторые – верфью «Руона».

В настоящее время в эксплуатации находится один из буксиров проекта «Фин-500» — это модернизированный буксир «Азов», который уже после развала Советского Союза был продан частным владельцам из Архангельска. Буксир совершает рейсы по реке Северная Двина. Спасибо владельцам, что они сохранили от варварского уничтожения хотя бы один буксир.

Таким образом, в наше время, на реке Северная Двина, находятся два буксира, имеющих историческую ценность и являющихся исторической памятью русского народа и российского государства — это уже упоминавшийся героический  «Ижорец-30» — он же «Энтузиаст» и «Азов».

Как уже упоминалось в технических характеристиках, буксиры данного проекта были предназначены и для буксировки плотов с лесом. И надо сказать, что вплоть до конца существования Советского Союза, они очень интенсивно использовались для данной цели на просторах Онежского озера. В частности из моей родной Кодач-губы, в 60-х, 70-х и 80-х годах плоты частенько тянул один из буксиров, но лучше других запомнились «Азов», «Владивосток», «Игарка», «Клайпеда», «Нарьян-Мар» и «Таллинн».

Из-за медленной скорости буксировки, бывало, что плот не успевал пересечь Онежское озеро и его застигал сильный ветер, который мог разбить плот. В таких случаях диспетчер привлекал находящиеся поблизости в озере «Волго-Балты», «Сормовские» и «Балтийские» к защите плота и ускорения буксировки в Петрозаводскую или Кондопожскую губу. Мне очень хорошо запомнился такой случай, когда в августе 1980 года наш «Волго-Балт-189» совершал рейс с балансами из беломорского порта Онега в Калининград. При следовании Онежским озером, где-то 18 августа, как раз после прохождения Повенецкого залива и выходе в Большое Онего, мы получили указание оказать помощь плотоводу, который не успевал укрыться в Кондопожской губе. Наш «Волго-Балт-189» подошел с наветренного борта и ошвартовался к плоту. Кроме нас к нему ошвартовался еще один «Волго-Балт» и так все трое, вместе с буксиром, мы благополучно добуксировали плот до губы, где ему уже не угрожала опасность от «разволновавшегося» августовского Онего. Оказав помощь, отдав швартовые, мы пошли дальше на юг в сторону Вознесенья.


Автор капитан В.Н. Филимонов

0