55-ти летию первого заграничного рейса теплохода, смешанного река-море плавания, посвящается.

 

 

Смешанное река-море плавание. 

 Буксиры проекта Фин-400 и 574.

 

 

Всем соотечественникам, которые

Строили, а не разрушали,

Создавали, а не расхищали,

Прославленным и безвестным,

Наша благодарность и незабвенная память.

 

 

Одновременно с паровыми буксирами проекта Фин-500, в пароходство поступали буксиры других проектов, построенных как в Финляндии, так и на судостроительных заводах Советского Союза. Особенно похожими были буксиры проекта Фин-400. Они начали поступать в пароходство с 1949. Всего в пароходстве находилось в эксплуатации шесть буксиров данного проекта: «Андрей Жданов», «Архангельск», «Вайгач», «Каменка», «Мезень» и «Ямал».

Буксиры занимались буксировками на Белом море, трассе ББК и на Онежском озере.

Разработкой проекта буксира занималось КБ завода «Альстрем» в финском городе Варкаус. Проект был утвержден Министерством речного флота СССР 16 марта 1946 года. Буксиры строились на заводе «Альстрем» (A. Ahlström Osakeyhtiö) в Варкаусе на озере Хаукивеси, входящего в группу, соединённых между собой Сайменских озёр и имеющих выход в Финский залив Балтийского моря через Сайменский канал.

Основные технические характеристики буксиров проекта Фин-400:

 

Тип судна – Однопалубный двухвинтовой буксирный пароход. МКО и надстройки расположены в средней части корпуса судна.

Назначение судна – Буксировка несамоходных судов и плотов.

Класс Речного Регистра – «М».

Район плавания – водные бассейны разряда «О» и «М»; удаление в море с ограничением по погоде.

корабль

Размеры судна габаритные: длина – 32,50 м; ширина – 7,40 м; высота от основной линии (ОЛ) без мачт и антенн – 9,10 м.

Размеры корпуса расчетные: длина – 31,70 м; ширина – 7,10 м; высота борта – 3,25 м; высота надводного борта – 1,05 м; осадка – 2,20 м.

Водоизмещение с полными запасами – 301 тонна.

Осадки судна при полном водоизмещении: носом – 2,00 м; кормой – 2,40 м; средняя – 2,20 м.

Водоизмещение порожнём – 250 тонн.

Осадки судна порожнём: носом – 1,80 м; кормой – 2,00 м; средняя – 1,90 м.

Скорость судна без состава на глубокой тихой воде – 19 км/час.

Тяговое усилие при скорости 8 км/час – 4,5 тс.

Число мест для экипажа – 20.

Силовая установка:

Главная паровая машина – Вертикальная открытого типа двойного расширения, с золотниковым парораспределением и кулисным приводом Стифенсона.

Число машин – 2 шт.

Мощность – 200 – 225 и.л.с.

Частота вращения – 180 – 200 об/мин.

Давление пара – 15 кгс/квадратный см.

Температура перегретого пара – 220 градусов Цельсия.

Размеры – 240 х 550/400 мм.

Паровой котёл – огнетрубный, оборотный с двумя топками.

Площадь поверхности нагрева – 160 кв. м.

Давление — 15 кгс/квадратный см.

В качестве движителей использовались стальные трёхлопастные гребные винты:

Число винтов – 2 шт.

Диаметр – 1,8 м.

Шаг винта – 1,6 м.

Дисковое отношение – 0,5.

Якорное устройство – два якоря Холла весом 250 кг каждый.

В 1951 году на волжской верфи в Балаково были построены два буксира, «Анна Лисицына» и «Мария Мелентьева», названные в честь карельских партизанок, Героев Советского Союза Анны Михайловны Лисицыной и Марии Владимировны Мелентьевой, геройски погибших в Карелии во время Великой Отечественной Войны.

Оба буксира эксплуатировались в пароходстве до начала 70-х годов, они   занимались буксировкой лихтеров и плотов по Онежскому озеру и трассе ББК.

Затем им на смену пришли озерные буксиры-толкачи, которые также носили имена двух героических карельских девушек.

В 1954 году в состав пароходства вошел буксир «Пётр Пахтусов», проекта 574, а двумя годами раньше, в управление Беломорско-Балтийского канала поступил однотипный его собрат «Иван Беринг». Иван Беринг – это русский вариант имени датского наёмника на русской службе Витуса Беринга.

Оба паровых буксира были построены на верфи в старинном русском городе на Волге, Рыбинске, на судостроительном заводе «Верфь имени Володарского». Паровые буксиры этого проекта назывались типа Бор, вероятно по названию расположенного на Верхней Волге городка Бор. Всего на разных заводах было построено более 80 буксиров данного типа, которые эксплуатировались в основном на реках Волжско-Камского бассейна.

У нас на Онего и ББК долгие годы трудились «Пётр Пахтусов» и «Иван Беринг». Первый довольно часто заходил к нам в Кодач-губу, то занимался буксировкой лихтеров, то плотов. «Пётр Пахтусов» был выведен из эксплуатации где-то в 1980 году.

Долгие годы капитаном парового буксира «Пётр Пахтусов» был известный Беломорско-Онежский капитан И.П. Меньков.

 

Основные технические характеристики буксиров проекта 574:

 

Проект буксира разработан ЦТКБ (Центральное технико-конструкторское бюро) Министерства речного флота РСФСР в городе Ленинграде.

Дата утверждения проекта 11 ноября 1950 г.

Тип судна – Однопалубный двухвинтовой буксирный пароход. МКО и надстройки расположены в средней части корпуса судна.

Назначение судна – Буксировка несамоходных судов в течение всей навигации, включая периоды весеннего и осеннего ледоходов, также годен для буксировки плотов.

Класс Речного Регистра – «О» и «М».

Район плавания – водные бассейны разряда «О» и «М».

корабль

Размеры судна габаритные: длина – 43,30 м; ширина – 8,42 м; высота от основной линии (ОЛ) без мачт и антенн – 11,20 м.

Размеры корпуса расчетные: длина – 41,00 м; ширина – 8,00 м; высота борта – 3,20 м; высота надводного борта – 1,00 м.

Водоизмещение с полными запасами – 444 тонны.

Осадки судна при полном водоизмещении: носом – 2,42 м; кормой – 2,39 м; средняя – 2,40 м.

Водоизмещение порожнём – 321 тонн.

Осадки судна порожнём: носом – 1,72 м; кормой – 2,24 м; средняя – 1,98 м.

Скорость судна без состава на глубокой тихой воде – 19 км/час.

Число мест для экипажа – 27.

Силовая установка:

Главная паровая машина – ТМ-2. Вертикальная тройного расширения, с золотниковым парораспределением и кулисным приводом Стифенсона.

Число машин – 2 шт.

Мощность – 290 и.л.с.

Частота вращения – 230 об/мин.

Давление пара – 17 кгс/квадратный см.

Температура перегретого пара – 300 градусов Цельсия.

Размеры – 220 х 350 х 570/400 мм.

Паровой котёл – КВ-5.

Площадь поверхности нагрева – 160 кв. м.

Давление — 19 кгс/квадратный см.

В качестве движителей использовались литые стальные четырёхлопастные гребные винты в направляющих насадках:

Число винтов – 2 шт.

Диаметр – 1,8 м.

Шаг винта – 1,8 м.

Дисковое отношение – 0,55.

Диаметр насадки – 1,82 м.

Длина насадки – 1,25 м.

Рулевое устройство:

Руль – балансирный.

Количество рулей – 2 шт.

Площадь рулей – 1,25 – 1,95 кв.м.

Рулевая машина – электроручная.

Якорное устройство – два якоря Холла весом 350 кг каждый.

О последних двух проектах паровых буксиров, находившихся в эксплуатации в Беломорско-Онежском речном пароходстве к началу 60-х годов, мы расскажем в следующей статье.


Автор капитан В.Н. Филимонов

2+