Русский подвижник Александр Михайлович Сибиряков

 

 

Вот уж поистине «пути Господни не исповедимы». К жизни и деятельности Александра Михайловича Сибирякова, в деле освоения плавания по Северному морскому пути, это христианское высказывание подходит в полной мере.

Богатейший и знатнейший русский купец, он был одним из инициаторов и финансистов экспедиции Нильса А.Э. Норденшельда на пароходе «Вега» из Атлантического в Тихий океан вдоль северных берегов России. Пароход «Вега» стал ещё и первым судном, совершившим рейс вокруг Евразии.

После триумфального возвращения парохода в Стокгольм Александр Михайлович Сибиряков по праву считается одним из триумфаторов экспедиции Норденшельда и основоположников судоходства в Русской Арктике от Атлантического до Тихого океана.

Успешным плаванием парохода «Вега» была доказана принципиальная возможность сквозного судоходства в летний период в Арктике. Хотя «Веге» и пришлось зазимовать на Чукотке, но от места зимовки до Берингова пролива оставалось около 150 миль, которые с началом навигации в 1879 году, «Вега» прошла менее чем за сутки.

Странно, но после успешного плавания «Веги» вдоль северных берегов России никакого судоходного бума не произошло, и вернее сказать, что совсем ничего не произошло. Как спала Россия на севере до изобретения пароходов, так и продолжала спать с наступлением стальных пароходов. Утверждения великих русских мореплавателей В.Я. Чичагова, А.П. Лазарева, Ф.П. Литке о невозможности плавания в Арктических морях были совершенно справедливы, однако они были справедливы в отношении плавания на деревянных парусных судах. Эра деревянных парусников уже закончилась к триумфальному плаванию парохода «Вега», однако в России пароходное судоходство по арктическим морям не развивалось и после того, как была доказана его возможность. Шли годы, а судоходства как не было в Русской Арктике до 1878 года, так не было и в 1900 году, и в 1905 году. Только в 1909 году на Невском заводе в Петербурге были построены ледокольные пароходы «Вайгач» и «Таймыр» для комплексного изучения морей в Русской Арктике. Из Петербурга оба парохода отправились в Русскую Арктику … через Суэцкий канал, Индийский океан, Малакку и Владивосток. Такой маршрут могли избрать или люди незнающие географию или … вредители. Первое невероятно, второе более справедливо. Нет, ну конечно, для затягивания начала исследований, плавание на юг подходило идеально: и время оттягивается и ресурсы сжигаются в топках. Только после нескольких лет плаваний в восточной части Русской Арктики, в 1914 году «Вайгач» и «Таймыр» двинулись на запад по Северному морскому пути. С большим трудом им удалось обогнуть мыс Челюскина на северной оконечности полуострова Таймыр, однако дальше на запад путь был закрыт тяжелыми льдами, поэтому пройти в Архангельск за одну навигацию они не смогли и зазимовали на Таймыре. Скорее всего зимовка оказалась бы намного труднее и трагичнее, если бы вблизи от Таймыра не зазимовало бы судно «Эклипс», посланное в Арктику Русским правительством на поиски пропавших экспедиций Русанова и Брусилова. Ну а с началом 1-й Мировой войны исследования в Арктике были практически полностью прекращены.

За несколько лет до начала строительства ледокольных пароходов «Вайгач» и «Таймыр», Александр Михайлович Сибиряков оставил предпринимательство и подвижничество в деле освоения Северного морского пути и отправился странствовать по России и Европе.

В 1915 году Русское правительство купило у британской судоходной компании «Эй Джей Харви» два однотипных парохода «Беллавенчур» и «Бонавенчур». Первый из них в честь Александра Михайловича Сибирякова, назвали «Александр Сибиряков», а второе судно «Владимир Русанов», в честь пропавшего в Арктике вместе с судном «Геркулес», геолога Владимира Русанова. Думается, что находящийся в то время в Европе Александр Михайлович мог и не знать, что в его честь назван ледокольный пароход. На удивление пароход уцелел «мясорубке» революции, гражданской войны и не был уведен интервентами заграницу. Самое интересное, что новая власть оставила пароходу старое название. С этим названием пароход бороздил воды Белого, Баренцева и Карского морей до 1932 года, года принесшего ему и человеку, чьё имя красовалось на его бортах и корме, мировую славу.

Ледокольный пароход «Александр Сибиряков» во льдах Советской Арктики.

В 1932 году Советское правительство отправило пароход в сквозной рейс по Северному морскому пути, из Архангельска во Владивосток. Командовал судном известный полярный капитан Владимир Иванович Воронин, а начальником экспедиции был академик Отто Юльевич Шмидт. 28 июля пароход вышел из Архангельска, а в Августе, в тяжелых льдах Чукотского моря, не далеко от Берингова пролива пароход потерял винт. Казалось, что Арктика, второй раз подряд, не пропускает пароход, связанный с именем Александра Михайловича, в Тихий океан и не дает ему пройти весь Северный морской путь за одну навигацию. Первый раз «Вега» и вот теперь пароход «Александр Сибиряков», совсем рядом с Беринговым проливом, казалось был обречен на зимовку. Однако в то время плавание под парусами не являлось чем-то диковинным как в наше время, и многие моряки знали толк и в пошиве парусов и в парусном вооружении, и в управлении судном под парусами. Так что советские моряки сшили паруса из парусины, подняли их на мачте и пусть медленно, но двинулись в путь к Берингову проливу. Думается, что без Божьей помощи в этом случае точно не обошлось.

Пароход «Александр Сибиряков»: сквозь льды Чукотского моря под парусами к Берингову проливу.

Пароход под парусами, со скоростью около одного узла, больше двух месяцев плыл в Чукотском море к заветному проливу в Тихий океан. У самого Берингова пролива его взял на буксир рыболовный траулер «Уссуриец» и провел в Тихий океан. Свершился-таки впервые в истории, переход судна по трассе Северного морского пути за одну навигацию! То, о чем мечтал и чему всемерно содействовал Александр Михайлович Сибиряков, свершилось! И совершенно справедливо со всех точек зрения, что совершило это историческое плавание судно, носящее имя Александра Михайловича Сибирякова.

После ремонта вала, пароход «Александр Сибиряков» совершил переход через южные моря и Суэцкий канал, и в марте 1933 года ошвартовался к причалу в Мурманске. И стал вторым в истории судном, совершившим плавание вокруг Евразии. И если первое судно, пароход «Вега», частично финансировалось Александром Михайловичем, то второй пароход уже носил его имя! Думается вряд ли кто-нибудь из принимавших решение о сквозном плавании парохода по трассе Северного морского пути, намеренно выбрали для этой цели пароход, носящий имя Александра Сибирякова. Более вероятно, что, как бы это не казалось скептикам и прагматикам случайным совпадением, в действительности оказалось закономерным и справедливым совпадением. А ели совпадение до такой степени справедливое, как в случае со знаменитым плаванием парохода «Александр Сибиряков», то невольно поверишь, что без Божьего промысла тут не обошлось.

Александр Михайлович Сибиряков всемерно способствовал, чтобы торговое мореплавание в Русской Арктике развивалось и сквозной проход парохода в одну навигацию стал ему вещной и заслуженной наградой. Доподлинно не известно, узнал ли Александр Михайлович о триумфальном плавании парохода носящего его имя или нет. В то время он жил в глубокой бедности в Ницце и существовал благодаря во время подоспевшей помощи со стороны правительства Швеции. В полне возможно, что заботившиеся о нем сердобольные граждане Швеции, сообщали ему о плавании парохода, тем более, что на его похоронах в ноябре 1933 года, присутствовал корреспондент шведской газеты «Свенска Дагблада». Очень хочется надеяться, что ему сообщили о триумфе, ведь это был и его триумф, и признание его заслуг в деле развития мореплавания в Арктике.

Александр Михайлович Сибиряков скончался в Ницце 2 ноября 1933 года дожив и дождавшись исторического плавания по Северному морскому пути.

Имя Александра Михайловича носили пароход в Царской России, пароход и теплоход в Советском Союзе, его имя носит и лесовоз-пакетовоз в современной России.

Александр Михайлович Сибиряков за выдающиеся заслуги в деле освоения Севера и науки в общем, был награжден орденом Святого Владимира 3-й степени, Серебряной медалью Русского географического общества, шведским Крестом командора 1-го класса ордена Полярной звезды, французским орденом «Пальмовая ветвь». Он был избран почетным гражданином города Иркутска и города Томска, почетным членом Томского университета, членом научного и литературного общества города Гётеборга, почетным членом Шведского общества антропологии и географии, членом-корреспондентом шведского Общества военных моряков, почетным членом германского Общества северополярной экспедиции города Бремена. Его именем назван остров в Карском море и остров в Японском море.

Память о русском подвижнике Александре Михайловиче Сибирякове навсегда вписано золотыми буквами на страницах славной истории освоения Русской Арктики.


Автор капитан Валерий Николаевич Филимонов

7+