Проливы Курильских островов

 

Так уж географически расположена территория Российского государства, что для того, чтобы выйти в открытый океан, почти из всех омывающих ее берега морей, кроме некоторых северных, кораблям необходимо пройти тем или иным проливом.  За право получить возможность свободно проходить некоторыми проливами, России пришлось даже вести кровопролитные войны: за проливы Босфор и Дарданеллы особенно много русской кровушки было пролито, да и за Балтийские проливы тоже не мало. Тем не менее за некоторые проливы не пришлось воевать, хотя их исследование и освоение потребовали огромных усилий, унесло сотни жизней исследователей и мореходов и стоили Российской казне, а, следовательно, и народу огромных денег. К таким проливам относятся и проливы между островами Курильской гряды. Названия многих из них носят имена великих Русских мореплавателей и простых геодезистов, названия кораблей знаменитых русских кругосветных плаваний и безвестного кораблика посольства Адама Лаксмана в Японию. На одной географической карте проливов Курильских островов читается история столетнего их освоения, исследования и картографирования. О людях, совершивших это многотрудное и такое необходимое для России дело, будет рассказано в данной статье. Уже в процессе работы над статьёй обнаружилось, что объем исследуемого материала значительно превышает предполагаемый размер статьи и поэтому было принято решение не сокращать её, а разделить на части для удобства прочтения. Необходимо заметить, что в статье используется множество морских терминов, как современных, так и вышедших из употребления. Помещать словарь морских терминов в статью было признано не рационально и поэтому для толкования некоторых непонятных терминов, читателям необходимо самостоятельно использовать толковые словари. Все направления, как это водится у моряков и по ныне, указаны в румбах и поэтому ниже приведена картушка румбов, а подробная статья о компасных румбах, находится на нашем сайте здесь. Список источников, используемых при написании статьи, формируется в процессе ее написания и будет опубликован отдельно. Как только первая его версия будет готова, то ссылка на него будет помещена в каждой опубликованной главе. И еще одно существенное замечание: увеличившийся объем статьи привел к неизбежным неточностям и ошибкам, которые будут устраняться по мере их выявления, а статья будет дополняться фактами, существенно влияющими на ее содержание и могущими представлять интерес для читателей. Пожалуй, что у нас все готово к виртуальному плаванию вдоль Курильских островов для знакомства с историческими личностями, исследовавшими их для нас.

 

Пролив Лужина

 

Между островом Анциферова (Остров назван в честь русского землепроходца или правильнее сказать передовщика Данилы Яковлевича Анцыферова, который вместе с Иваном Козыревским открыл этот остров в 1711 году) и островом Парамушир.

Российский император Петр-I, будучи сам заинтересован в разведывании пути в Японию и в установлении с ней торговли, в 1719 году отправил в Сибирь, двух геодезистов, которых снабдил секретной инструкцией, написанной самим Петром-I. Геодезистами были воспитанники морской академии – Федор Федорович Лужин и Иван Михайлович Евреинов, которые должны были исследовать Курильские острова и собрать подробные сведения о Японии. Об этом поручении упомянуто в журнале Петра I-го, веденном по его приказанию. По словам же открытой инструкции, данной геодезистам 2 января 1719 года, им поручалось исследовать – сходится ли Азия с Америкой: «Ехать вам до Тобольска, а от Тобольска взять провожатых, ехать до Камчатки и далее куды вам указано. И описать тамошние места, где сошлася ли Америка с Азией, надлежит зело тщательно сделать, не только зюйд и норд, но и ост, и вест, и все на карте исправно поставить«.

Существует мнение, что открытая инструкция была дана только для того, чтобы скрыть настоящую цель экспедиции, которая держалась в то время в строжайшем секрете. Как видно будет из описания их дальнейшего плавания, геодезисты не сделали даже и попыток, чтобы выяснить вопрос соединения Азии и Америки.

Совершив путешествие через всю Сибирь, летом 1720 г. Федор Лужин и Иван Евреинов прибыли в Охотск. В Охотске они отремонтировали лодью, называемую «Восток», на которой в 1716 году Козьма Соколов и мореход штурман Никифор Павлович Треска совершили первое морское плавание из Охотска в Камчатку и тем самым положили начало плаваниям русских мореходцев в дальневосточных морях.

Лодья была небольшая: длина 8,5 саженей, ширина 3 сажени, осадка в полном грузу 3,5 фута (сажень равна 2,16 метра, фут равен 0,3048 метра). Ладья была построена плотником Кирилом Плотницким, а по другим данным, плотниками-корабельщиками Иваном Каргополом и Михайлой Кармакуловым. Судя по фамилиям оба были поморами из Архангельской губернии, так как фамилия Каргопол созвучна с названием старинного русского города Каргополь, а фамилия Кармакулов селению Малые Кармакулы на берегу Белого моря. Да, любили наши предки отеческие места, даже фамилии были созвучны с ними! Для плавания по Охотскому морю даже в летнее время, суденышко очень даже небольшое, а тем более плавание в осеннее время было сопряжено с огромным риском для жизни мореходцев. В сентябре лодья с геодезистами вышла в Охотское море под управлением морехода Кондратия Мошкова и морехода Андрея Буша. Через 9 дней они прибыли на Камчатку к реке Ич и там остались на зимовку. Ранней весной 1721 года лодья перешла в Большерецк и 22 мая отправилась прямиком для проведывания островов, лежащих от Камчатского пролива (Первого Курильского) под летомъ и шелонникомъ, то есть к югу и юго-западу от пролива. Лодья прошла вдоль Курильской гряды до пятого острова, у которого по причине сильного ветра и изорвавшегося паруса вынуждены были встать на якорь. На третьи сутки якорной стоянки, лопнули оба каната и лодью отнесло от берега в море. Целую неделю лодью носило по морю, пока не принесло ко второму острову. Здесь, для постановки на якорь, вместо потерянных якорей, бросили за борт пушку и наковальню, но при подъёме пушки обратно на борт, лопнул последний канат. На счастье, ветер был попутный и они под изорванным парусом, в конце июня, благополучно добрались до Большерецкого устья. Без якорей выходить в море было опасно. Настоящие якоря изготовить в Большерецке было не возможно и поэтому кормщик Мошков изготовил их из дерева, а чтобы они утонули, оковал их имевшимися на лодье железными сковородами. 12 июля, когда якоря были готовы, лодья снова вышла в Охотское море и отправилась в Охотск, куда и прибыла через несколько дней. На этом экспедиция и закончилась. Федор Лужин и Иван Евреинов убыли в Петербург. Достоверно известно, что на пути в Петербург, в Казани, они встретились с Петром-I и доложили ему результаты экспедиции. Петр остался доволен и поблагодарил их за точное исполнение его поручения. Письменного отчета о собранных геодезистами сведениях не сохранилось. Считается, что Федор Лужин и Иван Евреинов впервые, инструментально, нанесли Курильские острова на карту. До них имелись только лишь рисунки островов в произвольной форме.

карта

В отличии от допетровских «чертежей», не имеющих географической сетки, на карте Лужина и Евреинова нанесена прямоугольная сетка, равнопромежуточных параллелей и меридианов. Параллели нанесены через 1 градус, а меридианы через 2 градуса. Счет широт ведется от экватора, а долгот от Тобольска. На карте помещен линейный масштаб не свойственный допетровским «чертежам» и надпись: «В едином градусе 60 миль».

карта

Конечно и карте составленной Федором Лужиным и Иваном Евреиновым было еще очень далеко до географической полноты и навигационной точности, но она по крайней мере уже имела сетку меридианов и параллелей и выполнена была по так называемой «регуле навигацкой», то есть по правилам навигации того времени.

 Первая достоверная карта Курильских островов, по которой можно было плавать более-менее , появится только через 100 лет и будет составлена благодаря исследованиям экспедиций ШпанбергаВальтонаШельтинга в 1738 – 1741 гг, плавания галиота «Екатерина» под командованием Григория Ловцова в Японию в 1790 г, плаванию Г.А. Сарычева и геодезиста Алексея Гилева на катере «Черный Орел» в 1792 г, плаванию шлюпа «Надежда» в 1805 г, плаванию кораблей «Юнона» и «Авось» под командой бесшабашных и отчаянных лейтенантов Гавриила Ивановича Давыдова и Николая Александровича Хвостова в 1806 и 1807 гг, исследованию шлюпа «Диана» под командой Василия Михайловича Головнина в 1811 г и того же шлюпа под командованием Петра Ивановича Рикорда в 1812 и 1813 гг и плаваниям многих других известных и уже забытых кормщиков и мореходцев.

Федор Федорович Лужин входил в штурманскую команду Алексея Ильича Чирикова в Первой Камчатской экспедиции. Кроме него в отряд входили также Кондратий Мошков, штурман гардемарин Петр Авраамович Чаплин – будущий автор дневника, по которому русский историк Василий Николаевич Берх, кстати участник первой русской кругосветки на шлюпе «Нева», издаст описание плавания Первой Камчатской экспедиции, и геодезист Михаил Спиридонович Гвоздев – будущий первооткрыватель Северо-Западного берега Америки. По имеющимся данным Федор Федорович Лужин скончался в Юдомском зимовье, расположенном на пути из Якутска в Охотск, весной 11 марта 1727 года, предположительно от истощения и от воспаления легких. Перед этим, он, в составе отряда Мартына Шпанберга, принимал участие в доставке грузов для Первой Камчатской экспедиции из Якутска в Охотск. По сохранившимся сведениям, отряд испытывал острую нужду в продовольствии, и не все участники перенесли жестокую зиму и дожили до весны.

Юдомское зимовье или Юдомский крест важный в то время перевалочный пункт на тракте Якутск — Охотск. Он расположен в верховьях реки Юдома и от него начинался сухопутный участок пути через горы до верховьев реки Урак. Существовал также второй сухопутный путь до реки Охота. Оба пути были наитруднейшими и пролегали через горы Яблоневого хребта. Летом полчища таёжного гнуса, а зимой жесточайшие морозы превращали и без того трудное передвижение по нему, неимоверно трудным, поэтому не удивительно, что молодые и здоровые первопроходцы гибли на этом тракте от истощения и воспаления лёгких. Там и был похоронен Федор Федорович Лужин и как водится, место погребения его не известно.

Да, действительно, в то время, что не штурман – то первопроходец и первооткрыватель неведомых земель, а что не геодезист – то создатель первых правильных карт! Ведь именно благодаря их трудам, известных и безвестных трудяг первопроходцев, мы, современные капитаны и штурмана, прокладываем курсы своим кораблям и безопасно ведем их сквозь туманы и шторы, проливами, ведущими на океанские просторы.

 

Пролив Евреинова

 

Находится между островами Маканруши и Онекотан. Назван в честь геодезиста Ивана Михайловича Евреинова, участника экспедиции, о которой рассказано выше. По имеющимся данным он умер 3 февраля 1724 года в Вятке во время картографирования Вятской провинции. Не долгая была жизнь у исследователей того времени, уж слишком много лишений им приходилось преодолевать и только единицы могли дожить до старости.

 


  

      Стр. 1     след.>>

 


Пролив Креницына >>

Пролив Крузенштерна >>

Пролив Головнина >>

Пролив Надежды >>

Пролив Рикорда >>

Пролив Дианы >>

Пролив Екатерины >>

Пролив Измены >>

Библиография источников >>


Автор капитан Валерий Николаевич Филимонов

10+