Первый железный плавдок в России

История строительства железных плавдоков в России началась во второй половине XIXвека.

В 1867 году началось строительство первого железного плавучего дока в России. Строительство было завершено   в 1871 г.

Плавдок состоял из пяти частей, с 11-ю непроницаемыми отделениями в каждой части.

Док имел следующие размеры: длина – 99 метров (325 футов); наибольшая ширина – 33,5 метра (110 футов); ширина между боковых стен – 24,7 метра (81 фут); ширина стапель-палубы – 18,3 метра (60 футов); подъёмная сила дока, при углублении 3,05 метра (10 футов) – 5000 тонн. Док имел 10 отдельных машин, каждая по 10 сил.

Общая стоимость корпуса и машин – 1 990 085 рублей.

Эксплуатация дока началась в 1869 году, как только были изготовлены первые части плавдока, а затем по мере готовности следующих частей, они пристыковывались к доку.

За 10 лет эксплуатации плавдока было совершено 400 погружений, при этом было поднято и спущено 124 судна различных типов и размеров.

Плавдок использовался не только для докования, но и для транспортировки построенных из Петербурга в Кронштадт и обратно. Было выполнено 20 проводок плавдока между Петербургом и Кронштадтом. Проводки выполняли буксирные пароходы, и каждая такая проводка занимала от 6 до 10 часов.

В XIXвеке устье реки Нева было мелководным и поэтому суда с большой осадкой не могли через него пройти. Для того чтобы уменьшить осадку судна его приподнимали из воды при помощи пары понтонов, которые назывались камели, от английского camel– верблюд, по аналогии с двумя горбами.

В настоящее время аналог камелей применяется для транспортировки судов по внутренним водным путям европейской части России от судостроительных заводов на Волге к морям Балтийскому, Каспийскому и Черному.

Например, в 2013 году, так несколько необычно, транспортировали морской буксир «Виктор Конецкий», из Ярославля по Волго-Балтийскому водному пути в Кронштадт. Фото с кодом вставки взято с сайта «СДЕЛАНО У НАС».

Что интересно, первый плавдок, только деревянный был построен в Петербурге в 1860 году. Док состоял из пяти частей, каждая из которых была разделена на десять водонепроницаемых отсеков.

Док имел следующие размеры: длина – 89,9 метра (295 футов); наибольшая ширина – 33,5 метра (110 футов); подъёмная сила дока, при углублении 3,05 метра (10 футов) – 3312 тонн. Док имел 10 отдельных машин, каждая по 6 сил.

Общая стоимость корпуса и машин – 528950 рублей.

За 20 лет эксплуатации деревянного плавдока было осуществлено 800 погружений и выполнено докование 396 судов различных размеров и типов. Кроме этого, было выполнено 22 проводки из Кронштадта в Петербург и обратно и доставлено 11 новопостроенных судна.


Автор капитан В.Н. Филимонов

2+