Морские обычаи

 

 

В каждой профессии имеются свои традиции и обычаи. Традиции и обычаи, как правило, не зависят от технического прогресса, техника совершенствуется, автоматика и электроника повсеместно используется для управления сложнейших технологических процессов, тем не менее это не влияет на сохранение некоторых традиций и обычаев. Хотя кому-то они и кажутся бессмысленными.

У моряков традиций, обычаев и странных названий сохранилось довольно много. С некоторыми из них мы познакомимся в данной статье.

До изобретения радиотехнических и спутниковых средств навигации, моряки определяли местоположение корабля в море по небесным светилам. До того, как в 19-м веке американский капитан Томас Сомнер и французский адмирал Марк Сент-Илет разработали способы определения места судна по линиям положения, основным способом являлся способ вычисления широты места наблюдателя по измерению высоты Солнца в момент его верхней кульминации на меридиане наблюдателя, а долготу вычисляли по разности времени на Гринвичском меридиане и меридиане наблюдателя. Для этого использовали время, которое показывали хронометры. Точность хронометра зависит от многих факторов, и чем бережнее с ним обращаются, тем лучше. То есть необходимо было бережно хранить хронометры, вот и получилось, что, сохраняя хронометры штурман «хранит время». Ещё лет тридцать назад на всех торговых судах широко использовались выражения «служба времени», «хранить время», «сигналы точного времени» и третий помощник капитан ежедневно определял суточный ход хронометров, вел журнал поправок и регулярно сверял все судовые часы и являлся ответственным за «хранение времени» на судне.

Как хорошо известно палуба на парусниках, да и долгое время на многих пароходах, делалась из деревянных досок твёрдых пород дерева. Для поддержания палубы в чистоте и белизне её регулярно натирали. Опытным путём английские моряки установили, что лучшим средством для натирания палубы является пемза. Для натирания палубы большой кусок пемзы протаскивали по палубе один или два матроса, иногда для лучшего эффекта один матрос салился на камень. Участки палубы, которые большим камнем натереть было невозможно, натирались кусками пемзы небольшого размера.  Остроумные английские моряки называли большой камень пемзы «библия», а камень поменьше — «молитвенник». О матросах занятых натиранием палубы пемзой говорили, что они находятся на «священном камне».

Все флаги и вымпелы на кораблях и судах поднимаются. Не вешаются, а именно поднимаются! Посудите сами, после того как флаг привязали узлом или прикрепили к фалу при помощи карабина, он физически поднимается в верх до требуемого уровня. Да и все иностранные моряки, по-английски тоже говорят: «Hoist the flag!». Так что все правильно, и мы тоже говорим: «Поднять флаг!» И соответственно, правильно сказать: «Спустить флаг!», а не снять. Морские волки говорят, что вешают грязные подштанники для просушки, а флаги поднимают, или снимают портки прежде чем устроиться на унитазе, а флаги спускаю. Так что, в следующий раз, когда будите на корабле или на судне, можете поинтересоваться какой флаг требуется поднять.

В рулевую рубку всегда входят через дверь с подветренного борта, с наветренного борта входить считается полным невежеством. Если с подветренного борта дверь в рулевую рубку открыта, а вы в это время откроете дверь с наветренного борта, то карта и все бумаги со столов, от компьютеров и т.д. сквозняк разнесёт по всей рубке, а то и за борт. Представляете, что вы услышите в свой адрес после этого, так что, если поднимаетесь в рулевую рубку по наружным трапам, поднявшись на палубу рулевой рубке, определите с какого борта ветер и только после этого перейдите на подветренный борт. И даже теперь не спешите сразу открывать дверь, сначала посмотрите, а не открыта ли дверь с наветренного борта, и убедившись, что, открыв дверь не вызовете сильного сквозняка, открывайте дверь и входите. Так же и с выходом из рулевой рубки. И не удивляйтесь, если вдруг увидите, что в ветренную погоду, Капитан выходит на крыло с наветренного борта. Он выходит «поговорить с ветром». Образно конечно. На самом деле, подставив ветру лицо, Капитан определяет силу, плотность и упругость ветра, его температуру и влажность, запах и давление. Оно ведь и понятно, все ветра разные и по-разному воздействуют на судно, и Капитан, заботясь о своем суденышке, выходит «поговорить с ветром». Обычай выходить Капитану на наветренный борт в ветренную погоду, сохранился с парусных судов, тогда-то капитанам ой как важно было всё знать о ветре, а то ведь и без парусов и мачт остаться можно было.

На кораблях и судах моряки называют судовые цистерны танками, но вряд ли кто из них сможет вам объяснить откуда пришло это название. Во времена парусного флота питьевую воду на кораблях хранили в деревянных бочках, а бочки хранились в трюме. Набирать воду из бочки было неудобно и поэтому на верхней палубе делали деревянный ящик, внутри, его герметично обшивали свинцом. Каждое утро его наполняли водой из бочки и в течении дня все моряки брали воду для питья и приготовления пищи из этого ящика. Этот то ящик английские моряки и называли танком. Когда появились стальные корабли и суда с двойными бортами, то судовые цистерны имеющие примерно прямоугольные формы, похожие на деревянный ящик, моряки стали называть танками. Конечно же, никто в наше время не применяет токсичный свинец для отделки питьевых танков и даже свинцовый сурик, который ещё 30 лет назад повсеместно применялся для покраски судов, запрещен к применению на суда.


Автор Капитан Валерий Николаевич Филимонов

3+