Корабли русских мореходов

 

Историческая справка

 

Первыми русскими первопроходцами Севера были новгородские ушкуйники, а в последствии, при дальнейшем освоении северного, северо-восточного и восточного побережья Русского государства, промышленники и купцы из северных русских городов. Для плавания в море они строили традиционные суда русских и славян.  Древнейшим из известных русских и славянских судов является кочъ.

Новгородские летописи содержат многочисленные упоминания о кочах, на которых новгородцы совершали свои дальние плавания. Коч также упоминается как судно норманнов, только у них оно произносилось — ког, можно предположить потому как у тевтонов, в словаре не было буквы «ч» и они заменили ее на «г». Но мы то уже знаем, что норманнами были Балтийские славяне, а так как новгородцы являются потомками балтийских славян, то и не удивительно, что они использовали его для своих многочисленных плаваний по студеным северным морям. Балтийские славяне, на своих кочах, совершая плавания в Атлантическом океане открыли Фарерские острова, затем Исландию, Гренландию, Грумант (называемый норвежцами Свальбад, а англо-саксами Шпицберген), остров Ньюфаундленд и наконец полуостров Лабрадор в Северной Америке. Но это они в наше время так называются, а как их назвали первооткрыватели, то нам не ведомо. К сожалению, после покорения балтийских славян дейчерами (германцами) и данами (датчане) — племенами тевтонской народности, их победители постарались истребить всякую память и всю информацию о них, а то что уничтожить было невозможно, пытались исказить. К счастью людская память долговечна, а генетическая вечна. Часть балтийских славян не была уничтожена или ассимилирована тевтонскими племенами и мигрировала на восток от берегов Варяжского моря и основала города в местах проживания Финских племен. Даже на захваченных данами Фарерских островах и в Исландии им не удалось полностью искоренить славянство. До сих пор в исландском языке имеется достаточно много славянских слов, например, torf – торф; bjalla – било – колокол; sýnilegur – синь – ясный, видимый (в Исландии в ясные дни небо изумительно синее, поэтому славяне и называли ясные дни – синь); krok – крюк; svar – отвечать (мы то русские знаем во что превращается ответ – в свару! Отсюда и svar); svark – сварливая, властная женщина (русские жены знают, что нет сварливей женщины, чем мать мужа – свекровь); bróðir – братан, брат. Полагаю, для целей нашей статьи, примеров достаточно, все-таки мы не этимологический словарь исландского языка составляем, а пишем о судах русских первопроходцев.

Коч

 

Конструкция коча была оптимальной, а технология его изготовления была довольно простой и поэтому такое судно могло быть построено корабельными мастерами в любом месте и довольно быстро, были бы материал и инструменты.

В зависимости от дальности плавания и цели, кочи строились разной длины – от 9 до 15 метров. Ширина была 3 – 4,5 метра. Высота борта от 2 до 2,5 метров. В зависимости от размеров осадка была от 0,9 до 1,3 метра. Коч мог перевозить до 11200 кг груза, что по тем временам было очень даже много.

Основным материалом для постройки кочей служили сосновый и еловый лес, корень ели, пенька и смола. Железных деталей было всего несколько и о них будет сказано ниже.

Подводная часть коча была плоскодонная. Колода (по нонешнему киль) широкий. Обводы корпуса дугообразные. Крепление колод и корг (по нонешнему штевней) выполнялось при помощи железных болтов. Обшивка была наборная. Упруги (по нонешнему шпангоуты), с наружной обшивкой и с кромками крепились вицей, из корня ели или из пеньковых веревочек толщиной около 6 миллиметров. Пазы наружной обшивки конопатились мхом или пеькой. Обшивные доски крепились к штевням деревянными нагелями. С внутренней стороны набор стягивался внутренней обшивкой, не доходящей до колоды. Каждая перешва (по нонешнему бимс) крепился с бортовой обшивкой двумя кницами, висячей и лежачей. Вертикальные кницы, прилегая к внутренним граням перешвы, клались наклонно от кормы к носу и составляли с окладными кромками угол 35 градусов. На некоторой высоте от колоды клались особые перешвы, толще палубных, которых было 3 или 4. Нижние перешвы служили для временного настила во время погрузки или выгрузки грузов. Перешвы крепились к бортам деревянными кницами, у которых короткая сторона прилегала к боковой грани перешвы, а длинная направлялась перпендикулярно к окладным кромкам упруг и упирались в боковые грани следующих перешв. Перешвы с обшивкой скреплялись железными болтами или скобами. Такой способ набора, образовывал в трюме усиленный пояс, идущий по всей длине судна на некоторой высоте от колоды. На палубе делалось два люка – в носу малый и посередине большой. Подводная часть корпуса и палуба просмаливались. Надводная часть и мачты красились красной краской и чернью — дегтем.

Руль был обыкновенный и навешивался на железных крючьях и петлях. На кочях имелось два якоря дрека или по-поморски кошки, весом от 8 до 20 пудов (один пуд равен 16 кг) с пеньковыми канатами длиной от 75 до 150 метров. Для подъема якоря применялся шпиль или ворот.

На коче устанавливалось три мачты, но бывало и меньше, для экономии парусов и рабочей силы. Передняя мачта устанавливалась у самого форштевня. На ней поднимались треугольный паруса. Средняя мачта или большая – ставилась немного позади середины коча и на ней поднимался рей с прямым парусом – основной и самый большой парус. Фал для подъёма реи назывался дрог. В умеренный ветер, к нижней части большого паруса пристегивался добавочный парус. При усилении ветра он отстегивался и тем самым уменьшалась площадь парусов, а также и рей с большим парусом приспускался. Как видим, в отличии от больших парусных судов, на кочах, паруса не были приспособлены для уменьшения площади парусов, взятием рифов. Задняя мачта – бизань, устанавливалась ближе к корме и на ней, на гафеле, поднимался парус бизань. К нижним углам парусов привязывались шкоты, при помощи которыми управляли парусами – подтягивали или отпускали парус.

Команда коча состояла из 3 — 4 человек или сколько нужно было, чтобы управляться с парусами.

Для сообщения с берегом на коче имелось одна гребная лодка – маломерный карбас.

Если коч не погибал в шторм или не разбивался о каменья или во льдах, то мог прослужить и до 25 лет.

На кочах русские мореходы и промышленники-передовщики ходили вдоль берегов и на острова в Северных русских морях, а также достоверно известно о плаваниях на них и до Груманта.

Лодья

 

Лодья похожа на коч, только размерами побольше и носовая корга изогнута назад. Большие размеры вызвали необходимость придания большей прочности набору лодьи, которая достигается большим применением железных болтов, скоб и гвоздей, для крепления досок обшивки и палубы к коргам, упругам и перешвам. Оно ведь и понятно – вицами из елового корня большой прочности конструкции на большом судне добиться невозможно. Материалом для постройки служили также, как и для коча сосна, ель, пенька, деготь и деревянные нагели. Нагель это типа деревянный гвоздь, только без шляпки.

Размеры лодьи также зависели от потребности владельца. Лодьи строились длиной от 11 до 20 метров; шириной от 3 до 5,5 метров: высотой корпуса от 2 до 3,5 метров; осадку в полном грузу могли иметь до 1,5 метров. Грузоподъемность была от 1500 до 9600 пудов, некоторые лодьи строились грузоподъемностью до 12000 пудов или 193 тонны. Вполне приличная грузоподъемность.

Как мы упомянули выше, форма корпуса, за исключением носовой корги была такая же как и у коча. Крепление килевых штук и корг с колодой, и всего набора — состояло на половину из железных болтов и деревянных нагелей. Оба конца и середина обшивной доски крепились пятью гвоздями, а между ними располагались, на размет, четыре деревянные нагеля. Все остальное как у коча. Пазы наружной обшивки конопатились пенькой. Подводная часть и палуба смолились. Надводная часть и мачты красились красной краской.

Руль был обыкновенный и навешивался на железных крючьях и петлях, не закрываясь кормовым навесом, который бывает на всех лодьях.

На лодье бывало 2 или 3 якоря, весом от 9 до 30 пудов и более, в зависимости от размеров лодьи. Якорные канаты были пеньковые, длиной от 60 до 170 метров. Для выборки якоря использовался шпиль или ворот.

На лодье устанавливалось, как правило три мачты, однако могло быть и две, в зависимости от размеров и наличия достаточного числа людей для управления парусами. Передняя мачта ставилась почти вплотную к форштевню. На некоторых лодьях на ней поднимался прямой рейковый парус, а на некоторых — треугольный парус. Передний парус назывался малым или носовым. Средняя мачта, или большая, устанавливалась немного позади середины лодьи. На ней поднимался рей с большим прямым парусом. В умеренный ветер, к нижней части большого паруса пристегивался добавочный парус. При усилении ветра он отстегивался и тем самым уменьшалась площадь парусов, а также и рей с большим парусом приспускался. Задняя мачта устанавливалась ближе к корме и на ней поднимался на гафеле прямой парус бизань. К нижним углам парусов крепились шкоты. Галс переднего или носового паруса притягивался к наветренному ноку блинда-рея, и таким образом наветренная часть паруса заменяла собой кливер, которого на лодьях отродясь небывало.

Лодья снабжалась как правило двумя гребными лодками: осиновками или малыми карбасами. Большие лодьи имели и до четырех лодок, а промысловые лодьи хаживали на Грумант и к Новой земле с пятью и более карбасами.

Команда состояла от 5 до 8 человек и зависела от размеров, количества парусов и назначения лодьи. Ладно справленная лодья служила и до четверти века. Плотники на Руси, в стране дремучих лесов, спокон века справные были, и одним топором, хоть избу с резьбой, а хоть храм божий, шатровый, да с куполами, ставили на века.

Лодьи продолжали строить и после запрета Петра Великого. Это надо же было так вздуриться, что запретить поморам строить суда, которые строили столетиями и требовать от них строить совсем другие суда, не приспособленные для нужд поморов и строительство, которых было более трудоемкое и дорогое. В результате безумного запрета, строительство традиционных русских судов на севере России, сошло на нет и до наших дней только чудом сохранилась техника и культура исконно русского судостроения. Да крепка генетическая память народа, уже без малого триста лет правят на Руси и имеют власть над народом, чужеземные правители, и вопреки всем их старания истребить все русское: и язык, и культуру, и память, — не получается совсем то уничтожить. Особенно на окраинах то дольше всего память то и сохранилась и живет.

Лодьи продолжали строить даже для проектов Петра I, как уже упоминалось в нашей статье о Курильских проливах, для плавания в Охотском море на Камчатку и Курильские острова, и до экспедиции Лужина и Евреинова, и после, строили лодьи в Охотске. Первая лодья «Восток» была заложена в Охотске в мае 1714 года плотником Кириллом Плотницким и спущена на воду в мае 1716 года. После первого плавания на Камчатку в том же году, в будущем использовалась Лужиным и Евреиновым для плавания к Курильским островам. Даже Беринг для целей своей Первой Камчатской экспедиции использовал лодью построенную плотником Каргопольцевым, предварительно перетимберовав её. В Охотске и Удском остроге было построено по крайней мере шесть лодей, а сколько построили промышленники да купцы для плавания на Алеутские острова и в Русской Америке, того уже никто и не сможет посчитать.

Раньшина

 

Пожалуй, самое поэтическое название поморского судна, и в тоже время, название содержит самоназвание в слове. Судно называлось так, потому что могло раньше других судов выходить в море на промысел.

Размеры раньшины такие же как у коча, отличие только в особенном образовании корпуса. Грузоподъемность зависела от размеров раньшины и составляла от 1500 до 4500 пудов. Осадка при этом была от 0,9 до 1,3 метра.

Корги значительно уклоняются наружу, особенно носовая. Мидель-шпангоут имел больше остроты у колоды. Для строительства использовался сосновый и частично еловый лес, вицы, мох, пенька и смола. Железо для скрепления набора корпуса и обшивки почти не применяли, а если применяли, то совсем не много.

Строительство раньшины начиналось с того, что по лекалам формировался корпус судна, который скреплялся веревками или вицами. Затем в него вставлялись кокоры, заменяющие лекала и крепили их к обшивке. Обшивка крепилась к штевням вицами или деревянными нагелями. Наружная обшивка всегда делалась наборная, внутренней обшивки не было.

Перешвы делались короткими, от упруги и до середины ширины судна. Один конец перешвы укладывался на кокорину, то есть упругу, и крепился к ней вицей или деревянными нагелями, другой конец укладывался на брус, идущий по всей длине судна от носовой корги до кормовой и поддерживаемый снизу вертикальными балками или пиллерсами. Для придания палубе покатости от середины ширины к бортам, высота пиллерсов делалась чуть выше уровня кокор и поэтому продольный брус чуть возвышался над кокорами. В некотором расстоянии от продольного бруса, с обоих сторон, между средними тремя перешвами, укладывалось по одной поперечине – карленсу, так что посредине судна образовывался большой приказенье (по нонешнему люк). Для закрытия приказенья применялась разборная крышка из досок, укладываемых поперек судна, то есть по направлению перешв. В носу, корме и по сторонам приказенья, палубный настил укладывался вдоль судна, то есть по направлению продольного бруса.

В корме раньшины делалась небольшая каютка для двух человек. Борта, выше палубы, надшивались одним или двумя поясами досок, называемых нашвами. Раньшины иногда делали и из шняк, к которым приделывали широкие нашвы, доски в две. Пазы обшивки и палубы прокладывали мохом, а кто побогаче пенькой. Весь корпус снаружи и изнутри, а также палуба смолились.

В качестве якоря на раньшине имелся один дрек, весом 6 пудов, с пеньковым канатом длиной до 140 метров. Якорь поднимался вручную.

Раньшины имели три мачты и паруса как на кочах и лодьях. Некоторые раньшины, и особенно сделанные из шняк, имели по две мачты – грот мачту и маленькую фок-мачту. В случае надобности на раньшинах имелись весла от 2 до 4.

У раньшины на буксире всегда была одна гребная лодка – осиновка или тройник.

Команда состояла из трех человек.

Ладно справленная раньшина служила и до 20 лет.

Шняка

 

Шняка, так же, как и коч, является древнейшим судном славян и русских. Шняка имела размеры: длину от 8,5 до 11 метров, ширину до 2 метров, высоту корпуса до 1,4 метра, осадку в полном грузу до 0,7 метра. Груза могла поднять 150-250 пудов.

Шняка отличалась от раньшины конструкцией, меньшими размерами, вооружением и не имела палубы.

Борта и подводная часть корпуса имели овальную форму, нос и корма были заостренные. Иногда днище шняки состояло из выдолбленного осинового бревна, просмоленного со всех сторон. Борта формировались – надшивались в высоту несколькими рядами досок, обычно не более шести. Пазы наружной обшивки конопатились мхом или пенькой. Набор, обшивка и прочие части судна скреплялись – сшивались вицей, и только в некоторых местах крепились деревянными нагелями. В носу и в корме делались палубы, называемые чердаками, — в них хранилась провизия и отдыхали промышленники. Простой руль подвешивался на петлях и крючьях.

При необходимости увеличить высоту борта, к ним крепились – пришивались, нашвы, из одного или двух поясов досок. Когда нужда в них отпадала, то нашвы снимались.

На шняке устанавливалось две мачты. В хороший попутный ветръ могли установить и третью. На малых же шняках устанавливали всего одну мачту с большим прямым парусом, а если такая шняка отправлялась в плавание на дальнее расстояние, то у ней почти на носу устанавливали фок-мачту с малым парусом. Вообще число мачт и парусов зависело от надобности и от денег у хозяина шняки. У шняки на носу устанавливался бушприт. В качестве якоря использовался дрек, весом до 6 пудов, с пеньковым канатом в 35 и более метров.

Для сообщения с берегом, на буксире держали гребную лодку – осиновку.

Команда состояла из 2 – 4 человек. Так как парусов было мало, то в море на переходе, могли управиться и вдвоем, ну а на промысле так в четвером работали.

Шняка, как и прочие поморские суда, служила до 20 и более лет, пока шняка не прохудится от ветхости — тогда куды уж на такой рухляди в море то идти, тогда уж все железо выдирали, а остатки либо сожгут, либо оставят догнивать.

Поморские карбасы >>


Автор капитан В. Н. Филимонов

9+