Капитан Джозеф Виггинс. Часть 4.

 

 

Погревшись в тропических морях, в 1893 году капитан Виггинс вновь отправился в плавание из английского порта Мидлсбро в устье Енисея.

Как это часто случается у нас в стране, в 1893 году царское правительство, вдруг осознало, что рельсы для участка строящейся Транссибирской магистрали, проходящей через Красноярск, выгоднее доставить по морю до устья Енисея, а затем на речных судах до Красноярска.

Доставку рельсов из Англии до устья Енисея обеспечивала английская сторона, а от устья Енисея до Красноярска российское правительство.

корабль

Для перевозки из Англии был зафрахтован океанский пароход «Орестос», грузоподъёмностью 2500 тонн, на котором капитаном и ледовым лоцманом был назначен капитан Виггинс. «Орестос», погрузив на борт 1600 тонн, покинул порт Мидлсбро во второй половине июля и 7 августа прибыл в порт Варде, где должны были собраться все суда, направлявшиеся на Енисей.

Для доставки рельсов от устья до верховьев Енисея, Русское правительство заказало в Глазго два парохода и стальную баржу. Команды для них сформировали из русских военных моряков, которые должны были принять суда в Глазго, привести их на Енисей и вместе с баржами доставить в Красноярск. Экспедиция по доставки судов и рельсов получила название Енисейская. Двухвинтовой пароход назвали «Лейтенант Овцын», в честь лейтенанта Дмитрия Овцына, участника Великой Северной экспедиции и участника плавания Беринга к берегам Северной Америки. Колесный пароход назвали «Лейтенант Малыгин», в честь лейтенанта Степана Малыгина, который в 1736-37 годах на боте прошел из Баренцева моря до устья Оби и описал берег. Стальную баржу назвали «Лейтенант Скуратов», в честь лейтенанта Алексея Скуратова, который был в составе отряда под командованием Степана Малыгина. Все три судна несли российский военно-морской флаг (Андреевский).

кораблькораблькорабль

На каждом судне был командир, помощник и мичман. Для трёх маленьких речных пароходиков, случайным образом, подобрался просто звёздный состав морских офицеров, многие из которых, в будущем, прославили себя и русский военно-морской флот.

Неясны только причины, по которым, для вполне коммерческого проекта по доставке железнодорожных рельсов и речных корабликов, понадобилось привлекать военных русских моряков. Предположение, что царское правительство, таким образом, хотело сэкономить на моряках торгового флота, думается будет ошибочным. Более вероятно, правительство полагало, что в России нет достаточно квалифицированных моряков торгового флота, способных привести купленные кораблики из Глазго на Енисей.

фото

Командиром отряда и парохода «Лейтенант Овцын» был назначен лейтенант Добротворский Леонид Федорович. Помощником командира, лейтенант Цим Дмитрий Фердинандович. Мичман Коломейцев Николай Николаевич.

Командиром парохода «Лейтенант Малыгин» лейтенант Шведе Евгений Леопольдович. Помощник командира, лейтенант Семёнов Владимир Иванович. Мичман Пизани Фаддей Николаевич.

Командиром баржи «Лейтенант Скуратов» лейтенант Тундерман Павел Карлович. Помощник командира, лейтенант Паттон Петр Иванович. Мичман Балк Сергей Захарович. Врач надворный советник Бунге Александр Александрович.

18 июля 1893 года речные кораблики покинули Глазго и начали переход в норвежский порт Вардё для соединения с пароходом капитана Виггинса и двумя другими участниками плавания на Енисей – пароходом «Минусинск» и паровой яхтой «Blankather», той самой, которую купит лейтенант Георгий Львович Брусилов для своей экспедиции в Арктику, и назовет её «Святая Анна».

кораблькорабль

Переход занял почти три недели, и 8 августа пароходы прибыли в Варде. Здесь состоялась встреча командиров с капитаном Виггинсом, который изложил им план перехода от Варде до устья Енисея. Здесь же суда приняли норвежских ледовых лоцманов. Забавно, не так ли? Пароходы направляются к устью Енисея, и переход будет осуществляться через российские моря, а ледовых лоцманов принимают норвежских, можно подумать, что беломорские поморы, знали льды хуже норвежских браконьеров.

фотоПо словам Владимира Ивановича Семенова, который написал о плавании прекрасную книгу «Забытый путь из Европы в Сибирь. Енисейская экспедиция 1893 года», норвежский лоцман на пароходе «Лейтенант Малыгин» оказался сущим балластом и пользы от него не было никакой. Кстати, это тот самый Владимир Семенов, пожалуй, единственный русский офицер, который принимал участие в боях против японцев в составе Первой Тихоокеанской эскадры, и на уже упоминавшемся нами в статье «Три русских Дианы и ветка сакуры», бронепалубном крейсере 1-го ранга «Диана» прорвался в Сайгон, а затем уже в составе Второй Тихоокеанской эскадры прошел весь путь от Либавы до Цусимы. В Цусимском сражении он был снят с гибнущего флагманского броненосца «Генералиссимус Суворов» вместе со штабом адмирала Рожественского, на эскадренный миноносец «Бедовый», которым командовал Николай Николаевич Коломейцев, мичман парохода «Лейтенант Овцын». Владимир Иванович Семенов написал много хороших книг, в том числе роман «Расплата».

Вся флотилия покинула Варде 11 августа и отправилась в плавание к Енисею. 25 августа все пароходы собрались на рейде у селения Гольчиха, где и происходила перегрузка рельсов с парохода «Orestes» на баржи. К сожалению, из-за непонятной неуступчивости и недальновидности капитана Виггинса, который не захотел перейти к левому берегу Енисея, а продолжал перегрузку у правого, открытого для штормовых ветров, несколько барж погибли, а рельсы с них оказались на берегу. 7 сентября капитан Виггинс прекратил выгрузку, так как в контракте на перевозку было сказано, что 8 сентября все пароходы с баржами должны покинуть Гольчиху и направиться вверх по Енисею в Енисейск. На пароходе «Orestes» осталось 1100 штук рельсов, которые в последствии были выгружены в Архангельске, куда он прибыл уже под командованием нового капитана – бывшего старшего помощника капитана.

Капитан Виггинс перешел на борт парохода «Лейтенант Овцын» и отправился в очередное плавание в вверх по реке. Из Енисейска он сухим путем проехал до Петербурга, куда пробыл 22 января 1894 года.

Царское правительство высоко оценило вклад капитана Виггинса в дело становления регулярного плавания из Европы к Сибирским рекам, и, в частности, доставку рельсов на Енисей. По повелению императора Александра III, капитану Виггинсу был преподнесен подарок в виде серебряного сервиза для пунша, выполненного в старинном славянском стиле. Этот сервис сохранился до наших дней и в 2015 году продавался на аукционе Bonhamsза 250 – 350 тысяч фунтов стерлингов. Интересно, что капитан Виггинс передал его английскому Королевскому Географическому обществу в 1905 году. По-видимому, его заслуги представляли ценность для английского правительства всего то 110 лет, а затем оно решило банально монетизировать память о капитане Виггинсе. Ну да, холодная практичность —  отличительная черта англичан.

сервизнадпись

В 1894 году по заказу русского правительства на верфи в Ньюкасле были построены два буксира, «Первый» и «Второй», и капитану Виггинсу предложили провести их в Енисей. В качестве судна сопровождения и снабженца углем был куплен пароход «Stjernen». Пароходы вышли из Тайна 8 августа 1894 года и благополучно добрались до Варде, откуда пополнив запасы, вышли в плавание 26 августа. Уже 13 сентября пароходы были на Енисее в 500 миля от Енисейска, где два буксира были переданы русским представителям, а пароход «Stjernen» выгрузив свои грузы 15 сентября отправился в обратное плавание в Англию. На борту в общей сложности находилось 49 человек, включая перегонные команды с буксиров.

корабли

22 сентября следуя в густом тумане и при сильном северном ветре пароход плотно сел на мель в нескольких милях от пролива Югорский шар.

корабль

Сняться с мели было невозможно, и английские моряки переправились на берег, а затем при помощи самоедов и русских 15 декабря добрались до Архангельска. Оттуда 11 января капитан Виггинс прибыл в Петербург, где имел встречи великими князьями Александром Михайловичем и Константином Михайловичем, а также графом Николаем Павловичем Игнатьевым и президентом Императорского географического общества Петром Петровичем Семеновым-Тянь-Шанским. В русском обществе того времени капитана Виггинса сравнивали с первооткрывателем русско-английских отношений английским капитаном Ричардом Ченслором, который как мы уже упоминали, в 1553 году приплыл на своем корабле из Англии в Белое море.

В результате встреч и переговоров русское правительство выдало разрешение английской компании на перевозку английских товаров из Англии в Енисей и далее вверх по реке на речных судах. Также англичанам был сделан заказ на рельсы для строящейся железной дороги и пароходы, и доставку их в Россию. Все это капитану Виггинсу сообщил Министр финансов Витте, тот самый Сергей Юльевич Витте, который в 1905 году, при заключении Портсмутского мирного договора с Японией, «подарит» ей южную часть острова Сахалин. Ну щедрый был человек по натуре человек, для него отдать половину Сахалина японцам, ничего не стоила, причем японцы об этом даже не просили!

Да, в то время царские чиновники предпочитали покупать все необходимое заграницей вместо того, чтобы развивать промышленность у себя в стране. Вот прошло почти 125 лет, а как похожа современная Россия на отсталую царскую Россию, все также закупаем высокотехнологичное оборудование в развитых странах, даже турбин большой мощности изготавливать не научились и без помощи запада и Японии не можем построить ни одного судна!

А тем временем неутомимый капитан Виггинс уже готовился к новому плаванию на Енисей. На этот раз паровом барке «Lorna Doone», вместимостью около 700 тонн, который был дооборудован и приспособлен для плавания в Арктике. Вместе с ним в плавание отправлялся пароход «Барнаул», вместимостью около 200 тонн.

корабли

Оба парохода вышли из Тайна 12 августа 1896 года и 24 августа прибыли в Варде. После пополнения запасов они отправились на Енисей и прибыли в Гольчиху 13 сентября. Здесь грузы с барка «Lorna Doone» были благополучно перегружены на речные суда, а на борт были погружены экспортные сибирские грузы: мука, графит и другие. Капитан Виггинс перешел на пароход «Барнаул» и отправился на нем в Енисейск, а капитаном на «Lorna Doone» обратно в Англию пошел капитан Камерон.

В следующем 1897 году капитан Виггинс отправился на Енисей во главе шести разнотипных пароходов. В виду некоторых административных ошибок, а также ошибок капитана Виггинса только два парохода доставили свои грузы до Енисея, два других остались на зимовку в проливе Югорский шар, один ушел в Архангельск, а один вернулся в Англию, так и не доставив груз на Енисей. За столь неудачную экспедицию и понесенные убытки капитана Виггинса подвергли критики. После этого он отправился в южные моря и в Арктику больше не ходил.

Как бы то ни было, не смотря на случающиеся неудачные рейсы, благодаря в том числе и стараниям капитана Виггинса, путь на Обь и Енисей был хорошо освоен, и уже в 1898 году десяток английских пароходов благополучно доставили грузы из английских портов в устья обеих рек.

Надо полагать капитан Виггинс был человеком своего времени, вряд ли он был идеалистом, скорее разумным прагматиком, он делал, что мог сделать, и как многие первооткрыватели совершал ошибки. Он добросовестно работал на благо интересов английских промышленников и судовладельцев, и, разумеется, в интересах английской короны.

Если бы у русских капитанов была бы такая же поддержка как у него, то они тоже, в полне успешно, могли бы проводить свои суда из Европы в Сибирь, однако царские власти были не очень-то заинтересованы в развитии своего судоходства и предпочитали, когда надо обращаться, к услугам иностранцев, то есть перевозить российские грузы на иностранных пароходах. Собственно, и в наше время, около 97% российских экспортно-импортных грузов перевозится иностранными судами, так что в этом плане наша страна, к сожалению, совсем недалеко ушла от царской России, в наше время сжиженный природный газ из порта Сабетта вывозится на иностранных газовозах, с иностранными экипажами на борту. Это только для видимости они носят названия русских мореплавателей, например «Борис Вилькитский», «Федор Литке», «Эдуард Толль», «Владимир Русанов», а по факту всем заправляют иностранцы, как и более ста лет назад. Англичанин Виггинс наладил путь на Обь, по которому иностранцы вывозят российский СПГ из Сабетты, он же наладил путь на Енисей, и греческие балкеры вывозят российский уголь с Таймыра через терминал у порта Диксон.

Будут ли в русской Арктике перевозить грузы русские торговые суда покажет время, а пока дух капитана Виггинса витает над западным сектором русской Арктики как и 125 лет назад.


Автор капитан Валерий Николаевич Филимонов

1+