Капитан Джозеф Виггинс.

Часть 2

 

В ноябре 1876 года в Курейку прибыл Давыд Иванович Шваненберг, капитан шхуны «Северное сияние», на которой находился груз графита для доставки в Англию пароходом капитана Виггинса «Темза». Шхуна разминулась с «Темзой» и осталась на зимовку у одного из Бреховских островов. Капитаны обсудили сложившуюся ситуацию, и капитан Виггинс решил ехать в Петербург и в Европу, чтобы привлечь предпринимателей для организации регулярных рейсов из европейских портов в устья рек Обь и Енисей.

По установившемуся льду капитан Виггинс и капитан Шваненберг отправились на санях в верх по Енисею до города Енисейск, в который они везли образцы привезенных из Англии товаров.

фотоВ Туруханске местный пристав арестовал образцы товаров под предлогом, что путешественники нарушили русские законы, раздавая в виде подарков привезенные товары, за которые не была уплачена таможенная пошлина. Однако через пять дней арест с товаров был снят по распоряжению Сибирского генерал-губернатора, и капитаны смогли продолжить свой санный путь в Енисейск. Из Енисейска, снова на санях отправились далее на Нижний Новгород, через города Омск, Томск, Тюмень и Екатеринбург. В Тюмени внимание капитана Виггинса привлекли современные суда, особенно одно новое судно, длиной более 90 метров и с машиной мощностью 300 л.с. построенное английской фирмой «Братья Вардроппер» (Wardropper Brothers). Из Нижнего Новгорода уже поездом капитаны отправились в Москву, где капитан Виггинс встречался с руководством Императорского Общества для содействия русскому торговому мореходству, Президентом графом Алексеем Евграфовичем Камаровским, вице-президентом Александром Константиновичем Трапезниковым и секретарем Христианом Мартыновичем Валдемарс (Кришьянис Валдемарс).

В Петербург капитан Виггинс прибыл 10 января, затратив на всё путешествие из Курейки два месяца. Можно сказать, что добрался английский капитан очень быстро, и получил массу впечатлений от путешествия по зимней Западной Сибири и Уралу.

16 января, капитан Виггинс выступил на собрании Императорского Общества для содействия русскому торговому мореходству с отчетом о плавании парохода «Темза» из порта Данди до Курейки на Енисее. Его выступление было встречено с большим энтузиазмом и благодарностью, он был избран пожизненным членом общества и награжден памятными подарками. Затем последовало выступление в собрании Императорского Общества содействия русской промышленности и торговли, которое также очень приветливо встретило выступление капитана Виггинса и поблагодарило его за труды в деле развития мореходства из портов Европы в устья великих рек западной Сибири.

Выступая на обоих собраниях, капитан Виггинс предполагал, что деловые люди России заинтересуются возможностью доставки товаров напрямую из Европы в Сибирь и создадут для этого компанию. Однако его ожидания не оправдались и кроме слов благодарности он не заметил готовности промышленников создавать компанию.

Не получив реальной поддержки от промышленников, капитан Виггинс обратился напрямую к Государственному секретарю, который прямо заявил ему, что вне зависимости от национальной принадлежности компании, она не получит никаких привилегий в торговле.

За три совершенные плавания из порта Данди в Западную Сибирь, капитан Виггинс израсходовал все свои средства и ему даже не на что было съездить из Петербурга домой к семье в Сандерленд. Как всегда, на помощь пришли друзья и один из них Чарльз Гардинер (CharlesL.W. Gardiner) предложил оплатить поездку в Англию. Уже 31 января 1877 г капитан Виггинс прибыл в Лондон и через несколько дней отправился в Сандерленд.

Главной целью визита в Англию было найти промышленников готовых участвовать в установлении регулярных рейсов из европейских портов в устье Енисея. К сожалению, найти таковых не удалось.

В Лондоне, сэр Климентс Маркнам (ClementsR. Markham), предложил ему выступить в Королевском Географическом Обществе с докладом о плавании парохода «Темза» на Енисей. В виду недостатка времени, капитан Виггинс отказался от выступления, однако согласился написать статью о плавании для «Географического журнала», которая и была напечатана в мартовском номере за 1877 г.

фотоПеред отъездом из Лондона в Петербург, известный английский орнитолог Генри Сибом, выразил желание сопровождать капитана Виггинса в его поездке в Сибирь на реку Курейка к пароходу «Темза». Капитан дал свое согласия и оба джентльмена покинули Лондон 1 марта 1877 года и отправились в Петербург. В столице они провели три дня, в течении которых капитан Виггинс встречался с членами правительства, купцом Сидоровым и некоторыми другими промышленниками, в ходе которых он пытался пробудить у них практический интерес и содействие к своим проектам установления регулярного судоходства.

Из Петербурга капитан Виггинс и орнитолог Сибом выехали в Москву и далее через Нижний Новгород в Енисейск. О данном поездке Генри Сибом написал в своей книге «Сибирь в Азии».

Уже 5 марта капитан Виггинс прибыл в Енисейск и через несколько дней отправился вниз по реке в Курейку. После переезда по льду Енисея на собачьих упряжках, 23 апреля он прибыл к месту зимовки парохода «Темза», где был радостно встречен его командой. Свою команду он нашел бодрой, здоровой и располневшей от безделья за время зимовки.

1 июня на Енисее начался ледоход, который чуть не погубил пароход «Темза», был поврежден только руль. Две неделю ушло на изготовление и установку нового руля, который изготовил судовой плотник из деревьев, которые валил сам капитан Виггинс. В наше время почти невозможно даже представить картину, как на диком берегу великой сибирской реки, английский капитан валит деревья, из которых английский судовой плотник вытёсывает толстые доски и изготавливает из них перо руль, а потом, вся команда под командованием капитана, навешивает его на судно. Картина прямо скажем фантастическая!

Три недели длился ледоход на Енисее в месте стоянки «Темзы», в течении которых огромные массы льда угрожали раздавить пароход. Когда лед прошел из Енисейска прибыла шхуна «Ибис», которая должна была отправиться в плавание вместе с пароходом «Темза». Шхуну приобрёл орнитолог Сибом, и капитан Виггинс был её совладельцем.

30 июня 1877 г «Темза» снялась с якоря и вместе со шхуной «Ибис» отправилась вниз по Енисею к морю. К сожалению, уже на следующий день пароход сел на мель и после частичной разгрузки он был снят с мели, однако уже 3 июля, недалеко от Игарки, снова сел на мель и был сильно поврежден. Осмотр показал, что пароход невозможно снять с мели и отремонтировать. Все были обескуражены, но только не капитан Виггинс. Он проявил завидное хладнокровие и выдержку, свойственные действительно великим людям и командирам.

корабльС парохода на шхуну были перенесены запасы и вещи моряков. После этого капитан собрал всех и спросил моряков желают они вернуться в Англию на шхуне или сухим путем. Никто из моряков не согласился плыть на шхуне. Орнитолог Сибом также не выразил желания плыть на шхуне. Более того в последствии он сильно возмущался случившимся и обвинял капитана Виггинса в неумении командовать людьми и ставил ему в вину, что у него на судне был сухой закон, а по мнению известного орнитолога ничто так не способствует единению людей в трудной ситуации, как некоторое количество алкоголя. Да уж, действительно, каждый должен заниматься своим делом, а не рассуждать о том, в чем ничего не смыслишь. Капитану всяко виднее, что лучше способствует поддержанию порядка и дисциплины в далеком и многотрудном плавании, и если бы алкоголь, хоть как то мог способствовать этому, то уж капитан Виггинс не преминул бы этим воспользоваться, а если у него на судне был сухой закон, значит алкоголь мог только навредить.фото

Для управления шхуной «Ибис» капитан Виггинс взял трёх человек, а остальных членов экипажа парохода «Темза» оставил в Игарке. 9 июля шхуна отправилась вниз по Енисею к селению Гольчиха.

У острова Бреховский на шхуну прибыл капитан Шваненберг, который рассказал, что его шхуна «Северное сияние» потерпела крушение и что он хочет купить шхуну «Ибис» и на ней продолжить плавание в Петербург. Первоначально капитан Виггинс не хотел продавать шхуну, однако после того, как все три члена экипажа отказались продолжать плавание в Англию на «Ибисе», он согласился продать её капитану Шваненбергу.

После передачи шхуна сменила название на «Утренняя заря» и под этим названием она и вошла в историю мореплавания, став первым судном, совершившим плавание из устья Енисея в Петербург, куда триумфально прибыла и 19 ноября 1877 года встала на якорь у таможни Васильевского острова.

фотоПосле продажи шхуны, капитан Виггинс вернулся в Енисейск. Здесь он продал пароход «Темза» местным промышленникам, одним из которых был именитый купец 1-й гильдии, городской голова Баландин Алексей Софронович, который в числе прочих дел, стоял у истоков становления судоходства на Енисее и владел первым деревянным пароходом «Енисей», построенным в Енисейске в 1863 году местным механиком-самоучкой, бывшим крепостным княгини Трубецкой,  Иван Худяковым. Паровая машина мощностью 240 л. сил была изготовлена в Перми и доставлена посуху и по рекам Сибири.

Во время пребывания в Енисейске капитан Виггинс получил предложение от местных промышленников посетить Красноярск и совершил туда поездку, во время которой его тепло принимали сибирские деловые люди.

Проданный пароход необходимо было передать новым владельцам и для этого капитан Виггинс 29 августа отправился из Енисейска на пароходе «Енисей» вниз по Енисею. После передачи он планировал либо отправиться сухим путем в Петербург, либо морем на пароходе промышленника Александра Ивановича Сибирякова «Фразер», который должен был прибыть из Бремена на Енисей в селение Гольчиха.

корабль

После прибытия в низовья Енисея капитан Виггинс передал пароход «Темза» представителям покупателя и вернулся обратно в Енисейск на пароходе «Енисей», так как капитан парохода «Фразер» Дальман не дождался его и ушел на своём пароходе в Бремен.фотоСовершив ещё одно плавание по Енисею, 16 октября он вернулся обратно в Енисейск. Получается, что за одну навигацию капитан Виггинс совершил две поездки из Енисейска до низовий Енисея и обратно. В конце октября на тарантасе он отправился в Петербург и к Рождеству 1877 года вернулся к семье в Сандерленд.

За тринадцать месяцев он проехал на санях и в тарантасе около 12 тысяч миль, дважды спустился вниз по Енисею, суммарно проплыв по реке около 6 тысяч миль. Добавив к этому два путешествия из Петербурга в Англию и одно из Англии в Петербург, а также поездки по России по железной дороге, получается, что за тринадцать месяцев он проехал около 25 тысяч миль! В основном по России.

Принимая во внимание трудности, связанные с поездками по России того времени, можно предположить, что путник, проехавший по ней почти 20 тысяч миль, должен, или возненавидеть Россию, и больше в неё не возвращаться, или полюбить. Судя по всему, капитан Виггинс, как истинный моряк, расчетливый предприниматель и глубоко верующий человек, смотрел на все прагматично и впоследствии приложил ещё больше усилий, чтобы судоходство из портов Европы к сибирским рекам стало регулярным. А может быть необъятные и величественные сибирские просторы всё-таки приворожили английского капитана? Ответа на этот вопрос мы уже никогда не узнаем, да и не так уж это и важно. Важно, что неудачи не сломили английского капитана и он продолжил свои плавания из Англии к Оби и Енисею.


Автор капитан Валерий Николаевич Филимонов

2+