Капитан Джозеф Виггинс.

Часть 1

 

фото

Очень часто так и случается, начинаешь разрабатывать какую-нибудь тему, и по мере углубления в материал, делаешь для себя открытия и узнаешь удивительных людей. Изучая материалы о великом Норденшельде, неожиданно узнал, о почти преданном забвению у себя на родине, русском подвижнике Михаиле Константиновиче Сидорове, а через него путь привел к знаменитому английскому капитану Джозефу Виггинсу. Интересно получается, что Норденшельда мы знаем со школы, а вот о М.К. Сидорове и о капитане Джозефе Виггинсе и слыхом не слыхивали, и не потому, что книжек не читаем, а потому что почти не упоминается о них в общедоступных книгах для «широкого круга читателей». А ведь без их имён, история установления регулярного плавания в западной части русской Арктики, и неполная, и неправдивая. Как нельзя выкинуть слова из песни, так и имена исторических личностей необходимо помнить в контексте совершаемых ими деяний, а то история с «промоинами» получается, почти как весенний лёд в Арктике. Поэтому воспользуемся изученным материалом и восполним пробел о знаменитом английском капитане Джозефе Виггинсе.

Джозеф Виггинс (Joseph Wiggins) родился 3 сентября 1832 года в Англии в городе Норвич (Norwich). В четырнадцать лет он поступил на судно своего дяди, судовладельца из портового города Сандерленда (Sunderland), и в течении пяти лет плавал на судне в должности ученика, иными словами, набирался знаний, путём усвоения профессиональных навыков на рабочем месте. Первым судном юного Джозефа стал парусный бриг, совершавший рейсы на Балтику и в Южную Америку, а его первым капитаном был Джеймс Хоран (James Horan).

Через пять лет Джозеф был назначен помощником на своём же судне, а в возрасте 21 год — капитаном судна, совершающего рейсы в Средиземном море. Через несколько лет Джозеф сдал экзамен на звание капитана парового судна – парохода, и в 27 лет был назначен капитаном парохода «Виктория» (Victoria) — одного из самых больших в то время, валовой вместимостью 4000 тонн. В один из рейсов, в Балтийском море, из-за ошибки лоцмана пароход сел на мель, но благодаря умелым действиям молодого капитана Виггинса судну удалось сняться с мели и самостоятельно прийти в порт приписки на ремонт. За это судовладелец выдал ему премию в 100 фунтов стерлингов.

В феврале 1862 году, совершая рейс из Лондона в Галифакс, пароход капитана Виггинса «Спартан» (Spartan), попал в ураган посредине Атлантики. Огромными волнами были смыты за борт старший помощник и два матроса, остановилась паровая машина, груз сместился и пароход накренился, на верхней палубе все было разрушено, включая часть ходового мостика, обе спасательные шлюпки и световой люк в машинное отделение. Часть команды была объята страхом и паникой. Были смыты за борт некоторые пассажиры, в том числе женщины и дети. Огромные волны от северо-запада все сильнее разрушали дрейфующий беспомощный пароход. В трюм начала поступать вода и судно начало тонуть. На пятый день терпящее бедствие судно было замечено с проходившего мимо судна «Вильям Фосерингам» (WilliamFotheringham). С большим трудом и опасностью оставшиеся в живых пассажиры и команда, в том числе и капитан Виггинс, перебрались на борт подошедшего судна, которое доставило их во французский порт Гавр. Военные офицеры из числа пассажиров представили капитана Виггинса к награде за то, как он умело управлял пароходом и старался спасти находящихся на его борту людей.

В течении следующих нескольких лет он командовал различными пароходами, совершая рейсы на Ближний и Дальний Восток, в Северную и Южную Америку, пока не стал владельцем собственного грузового судна.

В день своего рождения, 3 сентября 1861 г, капитан Виггинс женился на своей кузине, дочери своего дяди Джозефа Поттс (JosephPotts), на судне которого начиналась его морская жизнь.

В 1868 году он решает оставить море и осесть на берегу. С 1 января 1869 года он приступил к исполнению обязанностей экзаменатора по Навигации и Морской практики в порту Сандерленд, а в 1871 году был избран в Королевское Географическое общество.

Всё складывалось как нельзя лучше у молодого капитана, счастливая семья, престижная работа на берегу, уважение в обществе.

Однако размеренная жизнь на берегу казалась слишком монотонной для деятельного капитана Виггинса, которому, как говорят англичане, «морские ноги» не давали покоя.

В то время вновь повысился интерес к Арктике, и капитан Виггинс заинтересовался возможностью плавания из портов Европы к устьям рек Обь и Енисей. Он тщательно изучил опыт плавания в Арктику предшественников, особенно русских мореплавателей, барона Фердинанда Врангеля и Федора Литке. Все предшествующие плавания в покрытые льдами суровые северные моря были предприняты на парусных судах и поэтому с самого начала были обречены на неудачу. Однако во второй половине 19-го века началось строительство судов со стальными корпусами, а парус стремительно вытеснялся паровыми машинами. Ну а кто, как не капитан с многолетним опытом управления пароходами, понимал их возможности по сравнению с парусными судами, только вот практического опыта плавания во льдах у капитана Виггинса не было, и он, чтобы его получить, решил устроиться в какую-нибудь экспедицию, направляющуюся в полярные моря. Для этого он обратился к различным заинтересованным лицам и получил от них много полезной информации, только вот конкретного предложения для участия в полярной экспедиции ему так никто и не прислал. Только в 1872 г профессор Норденшельд предложил ему сопровождать его в качестве добровольца, в его плавании в Северо-Западную Арктику. Однако это не соответствовало планам капитана Виггинса, и он отклонил предложение уважаемого профессора, который через два года после первого плавания Виггинса к устью реки Обь, пройдёт вслед за ним тем же путём, во время своей подготовки к историческому плаванию на «Веге» из Баренцева моря, в Берингово. Он также обращался к правительству Великобритании с просьбой назначить его в арктическую экспедицию, слухи о которой распространились в английском обществе, однако ему ответили, что в экспедицию будут набираться в основном военные моряки. Таким образом устроиться в какую-нибудь экспедицию, чтобы набраться опыта плавания в арктических морях, у капитана Виггинса не получилось. Самое забавное, что и в наше время, 150 лет спустя после попыток знаменитого капитана, ничего не изменилось, и устроиться на какое-нибудь судно, работающее в Арктике, для получения опыта, довольно трудно.

Однако, у нас не было бы повода для написания статьи о капитане Виггинсе, если бы он опустил руки и стал терпеливо ждать предложения в полярную экспедицию.

Капитан Виггинс решил за свой счет приобрести подходящее судно и отправиться на нем в плавание из Англии к устью Оби и Енисея.

Он зафрахтовал у судовладельца Д. Ламонта (J. Lamont) небольшое парусно-моторное судно «Диана», валовой вместимостью 103 тонны, уже известное своим удачным плаванием в северные моря и приспособил его для своего плавания. К сожалению, никаких других данных о судне «Диана» не сохранилось. Можно предположить, что это была небольшая двухмачтовая шхуна, дедвейтом менее 300 тонн, длиной около 30 метров и шириной около 6 метров.

корабль

Во время приготовлений к плаванию он обратился к доктору Августу Петерману, самому авторитетному знатоку Арктики того времени, который снабдил капитана Виггинса некоторыми навигационными картами и информацией о западной части русской Арктики, так же он сказал ему, что ещё в 1862 году русский купец М.К. Сидоров предложил выплатить премию в 2000 фунтов стерлингов тому, кто первым на судне прибудет из Европейского порта к устью рек Обь и Енисей. Так что у капитана Виггинса появилась возможность, в случае успешного плавания получить неплохое финансовое вознаграждение.

В предстоящем плавании капитан Виггинс поставил две цели, первая, доказать возможность плавания из европейских портов к устью рек Обь и Енисей, а вторая, по возможности обследовать южный берег острова Новая Земля, где должна была находиться Австро-Германская экспедиция лейтенанта Вейпрехта (Weyprecht), от которой долгое время не поступало сведений. В экспедицию также собирался отправиться известный журналист Генри Стэнли (Henry Morton Stanley), однако он не получил разрешения от своего босса Джеймса Гордона Беннетта (James Gordon Bennett), издателя газеты «Нью-Йорк Геральд» (New York Herald), и в плавание не отправился, а жаль, так как репортажи такого известного журналиста, каким был Стэнли, принесли бы ещё большую известность предприятию капитана Виггинса и послужили ли бы хорошей рекламой и пропагандой возможности успешного плавания из Европы в западную Сибирь. Но мы ни в коем случае не осуждаем уважаемого издателя Джеймса Гордона Беннетта, потому что именно он финансировал экспедицию для поисков пропавшего в дебрях Африки доктора Ливингстона, в которой принимал участие в 1871 г журналист Генри Стэнли, а также полярную экспедицию на судне «Жанетта» (Jeannette), под командованием Де-Лонга в 1879 году. Экспедиция открыла острова Жанетта, Генриетта и Беннетта и закончилась гибелью судна и многих её участников, в том числе и несчастного Де-Лонга.

«Диана» под командованием капитана Виггинса покинула шотландский порт Данди 03 июня 1874 года и направилась к берегам Норвегии. Переход до порта Тромсё занял 11 дней. 19 июня, отправив почту и приняв на борт лоцмана для плавания во льдах, «Диана» оставила гостеприимный Тромсё и на следующий день прибыла в маленький порт Хаммерфест, где капитан Виггинс планировал нанять какого-нибудь норвежца, который бы знал английский язык и служил бы переводчиком между капитаном и старым норвежским лоцманом, который ни слова не понимал по-английски. 22 июня «Диана» покинула Хаммерфест и отправилась к берегам западной Сибири. В первых числах июля «Диана» преодолела льды пролива Югорский Шар и вышла в Карское море. Далее она следовала вдоль берега Байдарацкой губы и полуострова Ямал и 5 августа обошла вокруг острова Белый, после этого она пошла к устью Оби и ошвартовалась к одной из льдин. Дрейфуя вместе с льдиной в устье Оби, судно находилось всего в нескольких милях от устья Енисея.

Капитан Виггинс ограничился пребыванием у входа в устья обеих великих рек Западной Сибири и не стал заходить в глубь даже одной из них, так как карт с глубинами у него не было, а форма корпуса его судна и большая осадка не позволяли производить обследование рек. Поэтому он принял самое правильное решение, и направился на запад, на выход из Карского моря, однако намереваясь перед возвращением в Норвегию обследовать восточный берег южного острова Новая Земля. Достигнув Новой Земли, он поднялся до залива Костина, однако не обнаружил следов экспедиции лейтенанта Вейпрехта и направил «Диану» в Хаммерфест, куда она прибыла, 7 сентября выдержав несколько штормов. Отправившись из Хаммерфеста «Диана» прибыла в порт Данди 25 сентября 1874 года. Всё плавание заняло три месяца и 21 день и «Диана» стала первым паровым судном, пришедшим из Европы к устью Сибирских рек.

Плавание парохода «Диана» доказало, что современные паровые суда могут совершать рейсы из Европы в устья рек Обь и Енисей.

Уже через год, 28 июня 1875 года капитан Виггинс отправился во второе плавание к устьям рек Обь и Енисей, на этот раз он шел на небольшой парусной яхте «Вим» (Whim). Однако в этот раз ему удалось дойти только до острова Колгуев и из-за плохой погоды и надвигающейся осени он вынужден был повернуть и вернуться в Данди.

Зимой 1876 года капитан Виггинс посетил Санкт-Петербург, где встретился с Михаилом Константиновичем Сидоровым и другими русскими предпринимателями. Получив от них поддержку и полномочия приобрести два подходящих судна для плавания к Оби и Енисею в навигацию 1876 года он вернулся в Англию.

Вернувшись домой, капитан Виггинс объехал все главные порты Англии, и в Ливерпуле приобрёл подходящее судно за 2000 фунтов стерлингов. Им стал винтовой пароход «Темза» (Thames), валовой вместимостью 120 тонн, переделанный из парусной шхуны. В некоторых отношениях пароход был не приспособлен для плавания в северных морях, однако ничего более подходящего на выделенные русскими промышленниками деньги купить не удавалось. После дооборудования и усиления набора судно было готово к коммерческому рейсу в устье Енисея.

корабль

Погрузив на борт товары местных купцов «Темза» вышла из порта Сандерленд 8 июля 1876 года и направилась в Норвегию. В плаванье с капитаном отправилась и его собака «леди Чанг». В Хаммерфесте капитан Виггинс встретился с капитаном Гардинером, который на своей полярной яхте «Светлячок» (Glowworm) совершил плавание в Карском море вдоль восточного берега северного острова Новой Земли до места зимовки Виллема Баренца и обнаружил много исторических артефактов, относящихся к экспедиции великого голландца, которые он в передал правительству Голландии и в наше время их можно увидеть в музее Амстердама.

«Темза» вышла из Хаммерфеста 24 июля и через два дня зашла в порт Вардё, чтобы почтить память первой английской северной экспедиции под командованием сэра Хуго Виллоугби (Hugo Willoughby), которая в 1553 году погибла на Кольском полуострове. Только корабль под командованием Ченслора добрался до Белого моря, и поморы помогли несчастным англичанам остаться в живых.

В Вардё капитан Виггинс получил сообщение от русского промышленника Александра Ивановича Сибирякова, что он установил премию в 3000 рублей тому, кто первый придет в устье реки Обь и дойдёт до Обдорска (ныне Салехард).

Почтив память далёких предков, «Темза» вышла из Вардё 26 июля 1876 года и отправилась на восток. Только 3 сентября, в день рождения и день свадьбы капитана Виггинса, его «Темза» достигла острова Белый у входа в устье реки Обь. Затем оно двинулось дальше на восток, и в условиях осенних штормов и не исследованных речных фарватеров 18 октября прибыло в местечко Курейка, которое находится почти в 900 милях от устья в верх по Енисею.

фото

Своим прибытием в Курейку, «Темза» доказала возможность плавания коммерческих пароходов из Европы на Енисей. В Курейке «Темза» осталась зимовать, а капитан Виггинс начал знакомство с Сибирью и Россией.

 

Продолжение следует.


Автор Капитан Валерий Николаевич Филимонов

3+