Экспедиция Григория Муловского

 

 

После открытия Северо-западного берега Северной Америки летом 1732 г, сделанного геодезистом Михаилом Спиридоновичем Гвоздевым, затем многотрудного плавания в 1741 г пакетботов «Св. Пётр» и «Св. Павел» и последовавших после этого многочисленных плаваний к берегам вновь открытых земель русских промышленников-передовщиков, Россия официально не объявляла миру о сделанных русскими открытиях и о своём праве на вновь открытые земли.

Однако, после плавания в 1780 г английских кораблей под командованием знаменитого капитана Джеймса Кука и его помощника капитана Чарльза Клерка к берегам русских владений в Северной Америки, Камчатки и прохода ими через пролив между Азией и Америкой, а также последовавшая за этим торговая активность англичан в наших владениях и обострившееся их соперничество с русскими промышленниками, подтолкнули Российскую Императрицу Екатерину II и правительство к противодействию англичанам на восточных окраинах империи и в своих американских владениях.

С целью противодействия посягательствам англичан генерал-майор Пётр Александрович Соймонов составил проект укрепления российского присутствия на берегах Восточного (Тихого) океана. Для этого планировалось построить новый порт в устье реки Уда, вместо неудобного порта Охотск, а также отменить сбор ясака (вид налога с местного туземного населения, который собирался в основном шкурками пушных животных – пушниной), который значительно подрывал доверие туземцев к официальной Российской власти.

Проект рассматривали Председатель Коммерц-Коллегии Граф Александр Романович Воронцов и Гофмейстер Граф Александр Андреевич Безбородко, которые предложили произвести исследования для определения наилучшего места для будущего порта на Ламском (Охотском) море и официально объявить о сделанных русскими моряками открытиях у Северо-западных берегов Северной Америки и тем самым утвердить суверенное право Российской империи на обладание открытыми землями.

Необходимо пояснить, что в XVIII веке, в международных отношениях в отношении права владения над колониальными территориями действовало «право первооткрытия», по которому право распоряжаться вновь открытыми землями получала страна первооткрыватель, а для того, чтобы данное право вступило в силу, страна должна была официально объявить об открытии. Может показаться странным, что императорская власть в России не озаботилась сделать официальное заявление о присоединении вновь открытых земель в первые годы после плавания к ним русских моряков, однако беспутной императрице Елизавете было не до вновь открытых земель, а Екатерина II сначала отправила две экспедиции для их подробного исследования, чтобы получить точное представление о размерах отдаленных владений, возможно полагая, что англичане не успеют до них добраться до объявления их российскими. Экспедиции эти были: в 1764 – 1769 гг, Михаила Кузьмича Креницына Михаила Дмитриевича Левашова и в 1785 – 1793 гг, Иосифа Биллингса – Гавриила Андреевича Сарычева.

Официальное объявление об открытии и установление суверенитета над новыми землями это хорошо, однако в то время одного заявления было недостаточно, оно должно было быть подкреплено силой русского оружия, так как жерла корабельных орудий завсегда были самым весомым аргументом во внешней политике, поэтому не удивительно решение графов, что «Но, как таковое объявление, без существенного подкрепления, едва ли достаточным будет, а может ещё некоторым образом подвергнуть и достоинство Двора», присутствие в тех водах нескольких русских военных кораблей будет самым благоприятным образом способствовать закреплению российской власти над новыми землями и будет надёжной защитой от посягательств и незаконных промыслов и торговли английских промысловых и торговых судов.

Было решено отправить два корабля и два вспомогательных судна, чтобы они разделившись, осмотрели Курильские, Алеутские и Лисьи острова, а также Американское побережье между широтами 60 и 64, или полуденный (южный) берег полуострова Алякса (Аляска) до входа Принца Вильгельма (русские называли его Чугацкий залив, по названию жившего там народа – чугачи).

Указ о снаряжении экспедиции в составе четырёх кораблей был издан 22 декабря 1786 г, в нем была указана и главная цель экспедиции: «Для охранения права нашего на земли, Российскими мореплавателями открытые». Кроме того, с экспедицией отправлялся транспорт с грузами для Камчатки и Охотска.

Следует заметить, что годом ранее, 8 августа 1785 г, императрица Екатерина II подписала указ Адмиралтейской Коллегии об отправке на восток экспедиции Биллингса и в середине сентября того же года, главный труженик экспедиции, лейтенант флота Гавриил Андреевич Сарычев отправился в Якутск.

Таким образом, участники обеих экспедиций должны были встретиться либо в Охотске, либо где-то в русских владениях в Северной Америке.

Для командования морской экспедицией из пяти кораблей был выбран Капитан 1-го ранга Григорий Иванович Муловский. Он считался лучшим офицером того времени и был отлично образованным и хорошим моряком. При всем при том Григорию Ивановичу было всего 29 лет. Однако не стоит сильно удивляться, что в столь молодом возрасте он был уже в чине Капитана 1-го ранга и его выбрали для командования отрядом кораблей, отправлявшихся в первое, столь дальнее для русских моряков, плавание. У Григория Ивановича Муловского был высокий покровитель, Президент Адмиралтейств-Коллегии, Граф Иван Григорьевич Чернышев, который входил в узкий круг особо приближенных к императрице лиц.

Мы приведем полностью выписку из «Общего морского списка» о службе Григория Ивановича в российском флоте:

1770 г. 01 февраля. Поступил в Морской корпус кадетом.

1771 г. 15 мая. Произведён в гардемарины. По желанию, на собственный счёт, отправился в Англию, откуда морем-же возвратился в С.-Петербург.

1772 г. 01 января. Произведён в мичмана с назначением на Дунай в экспедицию, в адьютанты к адмиралу Ноульсу. На галиоте «Перемириеносец» плавал из Измаила в Таганрог и обратно.

1773 г. Возвратился в С.-Петербург. На пакетботе «Сокол» плавал из Кронштадта в Любек; после чего на флагманском корабле «Исидор», в эскадре контр-адмирала Грейга, перешел из Кронштадта в Средиземное море.

1774 г. 01 мая. Произведен в лейтенанты. Плавал из Архипелага до Кефы и обратно.

1775 г. На фрегате «Слава» плавал из Архипелага в Ливорно, откуда командуя фрегатом «Св. Николай», ходил к Порт-Магону, после чего отправился на транспортном судне, в качестве волонтера, в Англию.

1776 г. Командуя транспортным судном, перешел из Англии в Архипелаг, и поступив на корабль «Исидор», возвратился с эскадрой в Кронштадт.

12 июля. Назначен в генеральс-адьютанты к вице-президенту адмиралтейств-коллегии графу И.Г. Чернышеву. Командуя фрегатом «Св. Марк», плавал из Кронштадта в Любек.

1777 г. Командуя катером, плавал между Красною горкой и Петергофом.

1778 г. На корабле «Слава России» сделал переход из Архангельска в Кронштадт.

1779 г. Командуя фрегатом «Св. Михаил», в эскадре контр-адмирала Хметевского, плавал из Кронштадта в Северный океан до о. Кильдюина, откуда и возвратился с эскадрою в Кронштадт.

1780 г. Командирован курьером из С.-Петербурга в Ливорно.

1781 г. На флагманском корабле «Св. Пантелеймон», в эскадре контр-адмирала Сухотина, перешел из Кронштадта в Ливорно, откуда был командирован курьером в С.-Петербург и возвратился в Ливорно.

1782 г. 01 января. Произведён в капитан-лейтенанты. Возвратился берегом из Ливорно в С.-Петербург. Командуя кораблем «Св. Давид Солунский», в эскадре вице-адмирала Чичагова, перешел из Кронштадта в Средиземное море. По прибытии в Ливорно, ходил со своим кораблем в Неаполь, для доставления туда железа, привезенного на эскадре.

1783 г. Командуя тем же кораблем, присоединился к эскадре в Ливорно, после чего послан для килевания своего корабля в порт Ферраро.

1784 г. 01 января. Произведен в Капитаны 1 ранга. Командуя тем же кораблем, возвратился из порта Ферраро в Ливорно, откуда с эскадрою перешел в Кронштадт.

1785 г. Командуя кораблем «Св. Иоанн Богослов», в эскадре вице-адмирала Круза, плавал в Балтийском море.

1786 г. Командовал кораблем «Св. Давид Солунский» при кронштадтском порте.

1787 г. Назначен начальником отряда из 4-х судов, предназначенных к кругосветному плаванию.


Примечания:

Морской корпус – Морской Шляхетный Кадетский Корпус, основан по указу от 15 декабря 1752 г. из Морской Петербургской Академии.

Гардемарин – унтер-офицерское звание в Русском императорском флоте. В основном, так называли воспитанников (курсантов) военно-морских учебных заведений.

Мичман – младшее офицерское звание в Русском императорском флоте.

Адмирал Ноульс – Английский офицер Чарльз Ноульс, принят на русскую службу в 1770 г.

Галиот – парусное судно небольших размеров, в основном для прибрежного плавания.

Пакетбот – парусное судно, первоначально использовавшееся для перевозки почты. Позднее название перешло на парусные корабли небольших размеров. Например, пакетботами были корабли «Св. Пётр» и «Св. Павел» экспедиции Беринга и Алексея Ильича Чирикова.

Контр-адмирал Грейг – шотландец Самуил Карлович Грейг, английский морской офицер, с 1764 года на русской службе.

Архипелаг – острова в Эгейском море.

Кефа – порт в Тунисе.

Порт-Магон – порт на острове Менорка, Балеарские острова в Средиземном море у побережья Испании.

Волонтер – доброволец, отправившийся на службу в английский военный флот.

Адмиралтейств-Коллегия— высший орган управления военно-морскими делами в России с 1718 г по 1802 г.

Контр-адмирал Хметевский – Степан Петрович Хметевский, командир корабля «Три Святителя», который геройски сражался в Чесменском сражении.

Эскадра Хметевского – в 1779 г эскадра крейсировала в Баренцевом море у побережья Кольского полуострова для защиты торгового мореплавания под эгидой, провозглашенного по инициативе императрицы Екатерины II, вооруженного нейтралитета. Состав эскадры: Ревельская эскадра Балтийского моря: корабли «Преслава» и «Вечеслав», фрегаты «Евстафий», «Михаил» — командир лейтенант Г.И. Муловский, транспорт «Страшный». 18 июля к ней присоединилась Архангелогородская эскадра под командованием капитана 1-го ранга Алексея Васильевича Мусина-Пушкина в составе кораблей «Николай» и «Храбрый» — новый, фрегатов «№ 29» и «№ 32, транспорт «Кильдюин». С 18 июля контр-адмирал С.П. Хметевский перенёс флаг на корабль «Николай».

Северный океан – Баренцево море.

Остров Кильдюина – остров Кильдин у северного побережья Кольского полуострова.

Контр-адмирал Сухотин – впоследствии вице-адмирал Яков Филиппович Сухотин. Был смертельно ранен 22 мая 1790 г в Красногорском сражении со шведским флотом, командуя авангардом русских кораблей на своём корабле «Двенадцать Апостолов». В июне скончался от полученных ран. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Эскадра Сухотина – В 1781 – 1782 гг эскадра крейсеровала в Средиземном море.

Вице-адмирал Чичагов – Василий Яковлевич Чичагов знаменитый русский адмирал и мореплаватель. Единственный моряк – кавалер ордена Св. Георгия Iстепени.

Эскадра Чичагова – третья русская эскадра, крейсирующая для охраны торговых судов в рамках военного нейтралитета, в составе кораблей: «Константин», «Давид», «Святослав», «Януарий», «Победоносец» и фрегатов «Патрикий» и «Слава». Отправилась из Кронштадта 20 июня 1782 г. В плавание с отцом шел и будущий русский адмирал Павел Васильевич Чичагов.

Железа, привезенного на эскадре – в то время железо было очень дорогим, поэтому для нужд эскадры его старались привозить из России на своих судах и кораблях

Килевание корабля – наклон корабля для осмотра подводной части корпуса.

Порт Ферраро – порт на острове Эльба в Корсиканском проливе на севере Тирренского моря. Остров Эльба – место первой ссылки Наполеона Бонапарта.

Вице-адмирал Круз – Александр Иванович фон Круз, сын датского морского офицера на русской службе. Принимал участие во многих сражениях русского флота, в частности в Хиосском, Чесменском, Красногорском и Выборгском.

Эскадра вице-адмирала Круза — в навигацию 1785 г практическая эскадра в Балтийском море.

 

  Продолжение — личный состав экспедиции

 


Автор капитан В.Н. Филимонов

2+