Историограф русского флота Василий Берх

 

 

фотоШканечные журналы и журналы с описаниями путешествий в далёкие и неизведанные страны, императорские указы и приказы адмиралтейств – коллегии, карты с маршрутами плаваний и донесения отважных капитанов кораблей, все они, лежащие в запылившихся папках, на далёких полках государственных архивов, не могут сами по себе, ничего поведать о своём содержании, до тех пор пока какой-нибудь деятельный энтузиаст, движимый желанием разыскать крупицы истины в далёком и неясном прошлом, не потратит уйму своего времени на перетаскивание этих папок с полок на стол, стряхивание с них архивной пыли и перелистывание пожелтевших от времени, и соскучившихся по прикосновению тёплых пальцев живого человека страниц, и не погрузится в далёкое прошлое и не переживёт вместе с писавшими их людьми лишения и тяготы дальних и опасных походов. А потом сядет, и напишет книгу, о людях, кораблях, путешествиях и приключениях, и отнесёт её в редакцию. И только поступив в продажу книга станет доступна читателям, и купив, и прочитав её, они узнают о том, что были в истории страны и флота такие-то мореплаватели, и водили они такие-то корабли, через туманы и штормы, в далёкие и неведомые страны, подвергаясь опасности безвестно сгинуть в бескрайних просторах океанов.

Одним из таких энтузиастов был и Василий Николаевич Берх. Сам моряк и участник первого кругосветного плавания россиян на корабле «Нева» под командованием капитан-лейтенанта Юрия Фёдоровича Лисянского. Обойдя вокруг света и увидев дальние страны, в том числе русские владения в Северной Америке, Василий Николаевич, находясь под впечатлениями от увиденного и оценив высокий уровень мореходного искусства, достигнутого к тому времени англичанами, сначала увлёкся изучением истории иностранного, в основном английского мореплавания. Однако, с годами, занимаясь изучением исторических древностей в России, он начал изучать и исследовать историю русского мореплавания.

Вернувшись в 1821 году в Петербург, Василий Николаевич поступил на службу в Адмиралтейский департамент и всецело посвятил себя разбору архивных материалов и написанию, и опубликованию работ, освещающих историю российского мореплавания и освоения Сибири и русских владений в Северной Америке.

Именно, благодаря его неустанным трудам в архиве Адмиралтейства, им был обнаружен журнал мичмана Петра Чаплина, который является единственным подробным описанием первого плавания русских моряков на боте «Святой Гавриил» из Нижнекамчатска на север для выяснения, соединяется ли Сибирь с Северной Америкой или нет.

Журнал был напечатан в 1823 году в виде книги под названием «Первое морское путешествие россиян, предпринятое для решения географической задачи: соединяется ли Азия с Америкою? и совершенное в 1727, 28 и 29 годах под начальством флота Капитана 1-го ранга Витуса Беринга» Название длинное и витиеватое, однако в то время названия всех книг были очень длинные.

карта

Разбирая архивы, Василий Николаевич собрал все имеющиеся в сведения о первых плаваниях русских промышленников на Алеутские острова и издал книгу под названием «Хронологическая история Алеутских островов или подвиги российского купечества». Всего лишь через 44 года после издания этой книги, русские владения в Северной Америке, вместе со всеми архивами Русской-Американской компании были за бесценок, подло проданы США, императором Александром II и его министром иностранных дел Горчаковым, которому в последнее время не переставая поют хвалебные оды, не понятно только за какие заслуги перед Россией, может за то, что он не только продал русские владения в Северной Америке, но и передал Японии все Курильские острова? Ну да об этом мы не будем говорить, так как об этом автором написана отдельная статья «Император Александр II– портрет без ретуши». После того, как архив Русской-Американской компании был передан США, в России осталось совсем не много документов по освоению русскими первопроходцами и моряками Алеутских островов, Аляски и огромной территории русских владений в Северной Америке, поэтому книга Василия Николаевича является одним из ценнейших документов открытия и освоения русскими людьми огромных территорий на северо-западе Северной Америки.

Кроме уже перечисленных книг Василий Николаевич подготовил и издал следующие книги:

«Описание несчастного кораблекрушения фрегата Российско-Американской компании «Невы», последовавшего близ берегов Ново-Архангельского порта»;

«Хронологическая история всех путешествий в северные полярные страны, ч. 1‒ 2»;

«Жизнеописания первых российских адмиралов или опыт истории российского флота, в четырёх частях».

Книгу «История географических открытий Россиян» Василий Николаевич опубликовать не успел; еще при жизни, в различных периодических изданиях, были напечатаны лишь её отдельные главы. В нашей статье мы ограничимся только упоминанием книг, относящихся к истории русского мореплавания.

Благодаря неустанной деятельности Василия Николаевича многие ценнейшие документы по истории русского мореплавания и флота не были утеряны и стали известны широкой общественности, и без сомнения способствовали росту интереса к изучению истории русского флота. Вместе с издававшимися в те годы описаниями русских кругосветных путешествий, его книги помогали сохранить память о русских моряках и первопроходцах, их вкладе в открытие, освоение и изучение отдаленных территорий Российского государства, включая русские владения в Северной Америке.

У Василия Николаевича были последователи, которые также посвятили свою жизнь изучению и освящению истории русского мореплавания и флота, но о их вкладе в русскую морскую историографию мы расскажем в следующих статьях.


Автор капитан Валерий Николаевич Филимонов

1+