парусный корабль«Navigare necesse est, vivere non est» — «Мореплаванием заниматься необходимо, жить — не обязательно».

Говорят, что в 67 г. до н.э. Помпей бросил эти слова в лицо капитанам римских зерновозов, которые опасаясь пиратов, не решались следовать распоряжению сената и вывести свои корабли в море. 

В наше время слова древнеримского полководца и государственного деятеля не имеют уже того пафосного и фатального значения, какое придавал им Помпей, тем не менее значение торгового мореплавания в современном мире, вставшем на путь глобализации, имеет первостепенное значение для всего человечества, и как сказал немецкий писатель Карл Лёбе, более уместно их перевести как: «Ради того, чтобы жить, нужно отправлять корабли за моря-океаны». 

А прежде чем отправиться в дальнее плавание, всегда бывает интересно и полезно познакомиться с тем, как наши предки осваивали Мировой океан и приобретали опыт мореплавания.


Император Александр II — портрет без ретуши

японская дама К Императору Александру II эта народная мудрость подходит так точно, как будто русский народ, томясь столетиями в ожидании освобождения от рабского крепостного права, специально для него её и выдумал. Последние двадцать пять лет нам снова навязывают образы правителей Романовых, которые никак не соответствуют их деяниям.  

Читать далее >>


Балтийские славяне — великие мореплаватели

магнитный компасИз истории нам известно, что венеты жили в Арморике, это на севере Франции, на полуострове Бретань, до галльских походов Юлия Цезаря с 58 по 49 г до нашей эры. После покорения северной Галлии римлянами, часть венетов, не желающих жить под гнетом оккупантов, погрузилась на свои корабли и отправилась к своим сородичам,…

Читать далее >>


Кондовый архангелогородец М.К. Сидоров

портретДля начала необходимо обрисовать общую картину, сложившуюся к моменту деятельности Михаила Константиновича Сидорова на поприще развития торгового мореплавания в западном секторе Арктики. Экспедиции в Арктику в 1764 – 1766 годах под начальством Василия Яковлевича Чичагова не достигли поставленных перед ней…

Читать далее >>


Русский подвижник Александр Михайлович Сибиряков

портрет А.М. СибиряковаВот уж поистине «пути Господни не исповедимы». К жизни и деятельности Александра Михайловича Сибирякова, в деле освоения плавания по Северному морскому пути, это христианское высказывание подходит в полной мере.

Читать далее >>


Великий полярный мореплаватель Нильс Адольф Эрик Норденшельд

портрет Н.А.Э. Норденшельда25 апреля 1880 года пароход «Вега» пришвартовался к пристани в Стокгольме, став первым в истории мореплавания судном, которое совершило плавание из Атлантического океана в Тихий, вдоль северных берегов России по Северному морскому пути, а также первым судном, совершившим плавание вокруг Евразии.

Читать далее >>


Морские обычаи

изображение логотипа Балтийский ЛлойдВ каждой профессии имеются свои традиции и обычаи. Традиции и обычаи, как правило, не зависят от технического прогресса, техника совершенствуется, автоматика и электроника повсеместно используется для управления сложнейших технологических процессов, тем не менее это не влияет на сохранение некоторых традиций и обычаев. Хотя кому-то они и кажутся бессмысленными.

Читать далее >>


Поморские карбасы

парусный корабльКарбасы это парусно — гребные суда поморов и русских промышленников-первопроходцев и, следовательно, приспособлены к плаванию под парусами или на веслах. В зависимости от места постройки и назначения карбасы назывались: Поморский карбас, Холмогорский карбас, Весновальный карбас, Приморский карбас и Облас…

Читать далее >>


Поморские названия компасных румбов

магнитный компасИспокон веков поморы пользовались маткой для определения направлений в море. Матка — это поморский компас. Всем направлениям поморы давали названия. Досюльные названия поморских направлений, соответствующие компасным румбам:

Читать далее >>


Корабли русских мореходов

парусный корабльПервыми русскими первопроходцами Севера были новгородские ушкуйники, а в последствии, при дальнейшем освоении северного, северо-восточного и восточного побережья Русского государства, промышленники и купцы из северных русских городов. Для плавания в море они строили традиционные суда русских и славян.  Древнейшим из известных русских и славянских судов является кочъ

Читать далее >>


Проливы Курильских островов

парусный корабльТак уж географически расположена территория Российского государства, что для того, чтобы выйти в открытый океан, почти из всех омывающих ее берега морей, кроме некоторых северных, кораблям необходимо пройти тем или иным проливом…

Читать далее >>

 


Первое кругосветное плавание

магнитный компасПортугальцы, в своем стремлении установить контроль над мировой торговлей пряностями, к началу шестнадцатого века, вышли к району Малаккского пролива. Их продвижение на восток сопровождалось войнами с местными народами, в которых, благодаря более…

 Читать далее >>


 

11+