Последствия посадки на мель некоторых судов

Начиная с 18 июня по 04 сентября 2018 года по меньшей мере пять сухогрузных судов были посажены на мель по одной простой причине – управлявшие ими судоводители: капитаны и вахтенные помощники, уснули во время несения вахты и никем не управляемые суда пришли каждый на свою мель.

В предыдущих статьях мы постарались на сколько это было возможно проанализировать обстоятельства посадки на мель и причины, вызвавшие сон у судоводителей, а также привели статистику посадок на мель судов по аналогичным причинам, поэтому в данной статье мы не будем повторять то, что уже изложили прежде.

Четыре из пяти судов после посадки на мель вынуждены были встать на ремонт. Одни из судов вернулись в порт погрузки и после выгрузки встали на ремонт – это теплоход «Сормовский-3052», другие, продолжили рейс и после выгрузки в порту назначения отправились на ремонт – это сухогрузы «Priscilla» и «BBC Lagos», а автомобилевоз «Makassar Highway» после самопроизвольного снятия был отбуксирован в ближайший порт, Оскарсхамн, где с него выгрузили автомобили и после осмотра отбуксировали в порт Гданьск на ремонт.

На 12 сентября 2018 года положение судов следующее.

1. Теплоход «Сормовский-3052» сел на мель 17 июня. Снялся с мели 18 июня. 20 июня вернулся в Петербург. В начале июля судно встало на ремонт на Канонерский судоремонтный завод. В начале сентября судно завершило ремонт и по данным Маринтрафика, 10 сентября прошло Подпорожье, это населённый пункт на реке Свирь и следует назначением на Тольятти. Таким образом судно было выведено из эксплуатации более чем на два с половиной месяца. Учитывая, расходы на выгрузку груза в Петербурге, стоимость ремонта, внеочередное освидетельствование Регистром, прочие эксплуатационные расходы и упущенную выгоду, цена сна получилась высокая.

карта

2. Сухогруз «Priscilla» сел на скалы 18 июля, был снят со скал во время полной воды 25 июля и отбуксирован на знаменитый рейд Скапа-Флоу, на котором простоял несколько дней и после тщательного осмотра проследовал в порт назначения Силлот (Silloth). После выгрузки в порту назначения сухогруз проследовал на ремонт в порт Суонси, в Уэльсе, где и продолжает находиться в сухом доке судоремонтного завода в настоящее время. На данный момент судно выведено из эксплуатации на полтора месяца. В случае с сухогрузом «Priscilla», имела место спасательная операция с частичной распаузкой груза на другое судно, привлечение буксирных судов, водолазные осмотры и освидетельствования, дорогостоящий ремонт на британском судоремонтном заводе, прочие эксплуатационные расходы и упущенную выгоду, судовладелец понёс очень большие убытки. Как и в первом случае, сон вахтенного помощника обошелся судовладельцу очень дорого.

карта

3. Автомобилевоз «Makassar Highway» выскочил на каменистую отмель 23 июля. 30 июля судно снялось с камней и было отбуксировано в шведский порт Оскарсхамн, где с него выгрузили автомобили, и оно было отбуксировано в порт Гданьск, где и находится в доке в настоящее время. Посадка автомобилевоза пьяным вахтенным старшим помощником капитана, будет стоить судовладельцу огромных денег.

карта4. Сухогруз «BBC Lagos» сел на мель в проливе Зунд у входа в порт Хельсинборг 03 августа. Был снят с мели через пару дней и после осмотра в порту продолжил рейс на солнечные Канары. После выгрузки судно зашло в порт Антверпен и вчера 11 сентября прибыло в порт Гданьск на ремонт. Таким образом в настоящее время на судоремонтном заводе в Гданьске находятся на ремонте оба судна, которые посадили на мель у берегов Швеции, пьяные судоводители.

карта

5. Пятый виновник торжества, сухогруз «Arslanbey» в настоящее время стоит на якоре на рейде у турецкого порта Тузла. В Тузле находится большой судоремонтный завод. Может быть судно встанет в док для осмотра, а может ограничатся водолазным осмотром.

Как видим, стоимость посадки на мель очень высока, и наличие третьего помощника капитана обошлось бы судоходным компаниям значительно дешевле, чем понесённые ими финансовые и репутационные убытки.


Автор капитан В.Н. Филимонов

2+